Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 261-280).


Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 1-20)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 21-40)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 41-60)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 61-80)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 81-100)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 101-120)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 121-140)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 141-160)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 161-180)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 181-200)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 201-220)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 221-240)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 241-260)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 261-280)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 281-300)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 301-320)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 341-360)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 361-380)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 381-400)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 401-430)


Глава 15.

 

МОДИФИКАЦИЯ  ФЛЮКТУАЦИИ  СПИНОМОЗГОВОЙ  ЖИДКОСТИ.

ПО  ДОКТОРУ  САТЕРЛЕНДУ И ДОКТОРУ  МАГУНУ.

 

Введение.

Посредством нежной ненапряженной пальпации и хорошей концентрации возможно, после определенной тренировки, ощутить продольное движение жидкости, т.е. движение, которое в норме  осуществляется по оси тела и имеет регулярные волны равной длины и амплитуды. Остеопат, таким образом, способен интерпретировать активность спиномозговой жидкости как внутри черепа, так и в любой точке человеческого тела. Остеопат может пассивно наблюдать за движением волны и следовать за ней,  мысленно оценивая её ритм, силу и амплитуду. Зная, что нормальный ритм – это 12-14 движений в минуту, остеопат может ускорить или замедлить движение волны. Теперь перейдём к  объяснению техник модификации движения ликвора.

 

А – Воздействие на продольное движение.

Техника ускорения через симметричное движение височных костей в наружную  и внутреннюю ротацию.

 

Цель

Ускорить ритм, замедленный при различных дисфункциях и патологиях, таких как: депрессия, летаргия, ваготония, гипотензия, астения, проблемы выведения, нарушения кровообращения, астма и.т.п

Этот манёвр позволяет стимулировать все функции, через посредничество ликвора.

Положение ребёнка: лежа на спине.

Положение остеопата: в головах ребёнка.

Точки контакта: теноры остеопата лежат на сосцевидной части височных костей пациента, большие пальцы – на вершинах сосцевидных отростков, остеопат скрещивает пальцы на чешуе затылочной кости.

 

Стр. 310.

Рис 1.

Положение рук для выполнения различных техник приведения в движение височных костей. Следовать описаниям для выполнения техник.

Рис 2.

Это положение рук для выполнения техники на IV желудочке. Позволяет воздействовать наилучшим образом.

Хорошо повторить затылочно-сосцевидное сочленение.

 

Техника:

1)     Поймать ритм, не вмешиваясь.

2)     Потом при флексии СБС и наружной ротации височных костей, большие пальцы остеопата дают импульс кзади и кнутри во время вдоха, чтобы усилить наружную ротацию. Представте себе маятник, который вы хотите раскачать, увеличить его скорость и амплитуду. Движения идентичны.

3)     Во время экстензии СБС возвышения больших пальце (тенары) дают импульс сосцевидным массам, идущий кнутри и кзади, чобы усилить внутреннюю ротацию височных костей.

 

Замечания:

Прежде чем ускорять движение ликвора, нужно сосчитать его ритм. После ускорения ритма нужно снова его посчитать. Разница в ритмах должна составлять 1 или 2 волны. Если у пациента был ритм 10 движений в минуту, то после техники должен стать 12.

Слишком большая разница в ритмах может потревожить пациента и выразится следующими проявлениями: тошнота, потливость, рвотные позывы, потеря равновесия, нарушения зрения, мигрень и т.п.

Таким образом, проявите деликатность при выполнении этой техники. Тсчательно дозируйте  вохдействие. Помните, что оно отлично стимулирует симпатическую систему.

 

Варианты техники:

-         Ускорение через теменные кости: подход через свод на теменные кости; увеличьте ритм, делая импульсацию в наружную или внутреннюю ротацию.

-         Через лобно-затылочный подход.

-         Через крестец. Этот подход интересен особенно у маленьких детей, когда одновременно можно дотронуться и до их головы. Так же применим при травмах черепа.

В этом случае нужно, следуя ритму, провоцировать флексию (крестец вперёд) и экстензию (крестец назад), положив ладонь под крестец. Маленбким детям под крестец кладут два сомкнутых пальца.

 

Противопоказания:

Черепные травмы, нервные пациенты.

 

 

Техника замедления ритма через воздействие на четвёртый желудочек.

Манёвр.

1)     Войти в ритм, но без воздействия, пассивно.

2)     Затем, при флексии СБС, наружной ротации височных костей,  большие пальцы, лежащие на вершинах сосцевидных отростков, посылают импульс  кзади и кнутри на вдохе, чтобы агравировать наружную ротацию.  (Представьте себе маятник и тот импульс или толчок, который вы ему сообщаете каждый раз, как он проходит мимо вас, чтобы увеличить его скорость, силу и ритм. Здесь всё идентично).

3)     Во время экстензии СБС возвышения теноры сообщают импульс сосцевидным участкам кнутри и кзади, чтобы увеличить внутреннюю ротацию височных костей.

Примечания.

Перед тем как ускорить флуктуацию нужно сосчитать её ритм. Потом выполнить ускорение и ивернуться к ритму, сосчитать его снова. Разница в ритме должна количественно выражаться в показателе 1 или 2.  Если у ребёнка ритм составлял 10, то после этого манёвра он будет равен 12 движениям в минуту.  

Слишком большая разница дестабилизировала бы состояние ребёнка, появились бы некоторые  нарушения (тошнота, потливость, позывы к рвоте, нарушения вестибулярного аппарата. Зрения. Мигрени и т. д.).

Итак, здесь тоже нужно учитывать множество нюансов, правильно ставить пальцы, дозировать манёвр. Если он хорошо выполнен, он безвреден. Он прекрасно стимулирует симпатическую нервную систему.

Варианты.

-         Ускорение через теменные кости: доступ со стороны свода и теменных костей, чтобы увеличить ритм, посылая импульс по направлению наружной и внутренней ротации.

-         Через лобно-затылочный доступ.

-         Через крестец. Этот доступ интересен при работе с маленькими детьми, в случае невозможности касаться головы или при краниальном травматизме.

 

В зависимости от ритма нужно спровоцировать флексии (апекс спереди), экстензии (основание спереди), ладонь руки под крестцом – при работе с подростком; два пальца на крестце – при работе с ребёнком.

 

Противопоказания.

Краниальная травма, нервные дети ++.

 

Манёвр замедления через действие на четвёртый желудочек.

Цель.

Эта техника позволяет замедлить продольный ритм. Она обеспечивает лучшую диффузию ликвора  в теле. Это идеальный манёвр, способствующий обменам жидкостей в теле. Он даёт хорошее расслабление позвоночному столбу и создаёт хорошие условия для дальнейших манипуляций.

Экскурс в теорию.

Анатомически 4-ый желудочек образован мостом (дно 4-ого желудочка), мозжечком (крыша 4-ого желудочка) и латеральными ножками (латеральными стенками 4-ого желудочка).

Удерживая кнутри латеральные углы затылка путём компрессии, выполняемой тенарами ладоней обеих рук и просто за счёт веса головы, давящей на эти 2 точки контакта, остеопат расслабляет затылочную структуру, акцентируя его кривизну (шов на этом уровне позволяет затылочной кости встать под теменную).

В результате этого создаётся натяжение на палатку мозжечка на уровне внутреннего затылочного выступа. (Инион служит хорошим ориентиром для правильной постановки рук.) палатка опускается вниз и назад и давит на мозжечок. 4-ый желудочек находится под палаткой. Полушария мозжечка наполняются. Всё вместе давит на крышу 4-ого желудочка. Тем самым уменьшается объём четвёртого желудочка, отсюда и его компрессия.

Поскольку увеличивается гидро-статическое давление, диффузия ликвора идёт по всему телу  через отверстия лушка. Эти отверстия соединяют под-паутинные пространства, при как можно более длительном апноэ на выдохе  возрастает «прогонка» жидкости по всему телу.

Принцип.

Удерживать кранио-сакральный механизм в положении экстензии или выдоха.

Положение ребёнка.

Лёжа на спине.

Положение остеопата.

У головы пациента.

Точки контакта.

Руки скользят под голову ребёнка или подростка, пальцы сцеплены или друг на друге под затылком. Тенары лежат под инионом, на и кнутри от латеральных углов затылка, на чешуе supra-occiput.

Ориентиры.

-  Правильно ориентироваться – это обязательное условие. Прежде всего, нельзя класть тенары на затылочно-сосцевидный шов или под стержневую точку CSM, что может спровоцировать серьёзные поражения и нарушения (тошнота, рвота “Х”).

-         Во избежании этого нужно уметь находить у шестилетнего ребёнка  SCOM, что указывает на местоположение окципито-мастоидального шва (Suture или S). Указательный палец лежит на сосцевидном отростке. Он находится выше окципито-мастоидального шва (SOM). Достаточно слегка отодвинуть средний палец от указательного, чтобы затылочно-сосцевидный шов оказался между этими двумя пальцами. Сгибая указательный и средний пальцы, находишь правильное местоположение тенара – кнаружи от ОМ.

Достаточно сделать то же самое с противоположной стороны, чтобы получить корректную постановку рук для правильного выполнения манёвра на 4-ом желудочке.

Манёвр.

1)     Добиться тенарами ощущения головы, которая хочет выскользнуть, как косточка от вишни из пальцев. Для достижения этого достаточно слегка сблизить тенары. Требуется дозирование. Нельзя зажимать затылок, как “тисками”.  Проверьте,  ощущение должно быть одинаковым с обеих сторон.

2)     Взгляд ребёнка должен быть направлен слегка к стопам. Это позволит ему освободить кзади затылочные мыщелки атланта.

3)     Сделайте компрессию, мягко, но уверенно сближая латеральные углы затылочной кости кнутри, чтобы углубить затылочную чашу. Потяните латеральные углы назад и вниз по направлению к иниону (к плоскости стола).

4)     Попросите ребёнка вдохнуть и как можно дольше задерживать дыхание (пусть он представит себе, что нырнул в воду). Повторите этот манёвр несколько раз (2-4 раза, примерно).

5)      Сохраняйте данное контролируемое давление, пока не появятся некоторые значимые изменения.

 

Реакция.

Через несколько минут остеопат чувствует, как затылочная кость становится эластичной и горячей между его тенарами. Лоб пациента слегка удлажняется и даже потеет, меняется цвет лица, розовеют скулы, появляется блеск в глазах, цвет лица приобретает персиковый оттенок, дыхание замедляется и гармонизируется, становится ровным, сокращения диафрагмы становятся короче и выравниваются. Пациент расслабляется, иногда засыпает, сделав несколько глубоких вдохов. Он находится в позе расслабления с конечностями в наружной ротации и в расслаблении.

 

6)     После этих красноречивых признаков медленно завершайте манёвр, оставьте ребёнка лежащим на несколько минут, потом посадите на несколько минут, прежде чем дать ему уйти.

 

Показания.

В целом, локальные отёки и воспаления. Инфекции и фебрильные процессы. Венозный застой. Застои жидкостей в теле. Гипертензия крови. Нарушение нейро-эндокринного равновесия. Гиперщитовидные состояния. Безсонницы, раковые опухоли, инерция матки, состояния тревоги.

Противопоказания.

Все геморрагические и краниальные проблемы, недавние травмы, в том числе и черепные; коматозные, депрессивные, ваготонические состояния, некоторые формы диабета. Избегайте делать этот манёвр беременным женщинам за несколько дней до родов. он может вызвать преждевременные роды.

Примечания.

-         Этот манёвр особенно полезен детям до 6 лет и подросткам.

-         Избегайте применять его для новорождённых, т. к. вы рискуете спровоцировать у него внутри-костное поражение эмбриологического ещё не синостозированного затылка. Это не осторожно с вашей стороны. Вы подвергнете ребёнка неоправданному риску.

-         Применяя его на грудных детях, вы получите замедление, не вызвав структуральных нарушений, если начнёте с крестца.удерживайте крестец в экстензии двумя или тремя пальцами (основание спереди).

-         У грудных детей техника Platy Basia  может служить манёвром замедления. Простое действие удержания точки равновесия натяжений, каждая фаза декомпрессии приводят к замедлению ритма. Выполнять, если имеете большой опыт и умелые пальцы.

-         Доктор Сутерленд говорил: «Если вы не знаете, что делать, выполняйте компрессию 4-ого желудочка». Нужно ли сделать вывод, что этот манёвр годится для всего? Нет, но его уравновешивающее действие полезно практически почти во всех случаях, поскольку способствует гармонизации тела. Это действительно гомеостатический манёвр.

 

В – Действие на латеральную флуктуацию.

 

Можно индуцировать латеральную флуктуацию жидкости, либо для стимуляции её действия, либо для её торможения в случае избыточной активности.

Техника ускорения или замедления через поочерёдное перекатывание височных костей.

Наружная ротация с одной стороны – внутренняя ротация с другой стороны. (или техника «Pussy Foot или Mother Puss”)

Цель.

Стимуляция или замедление флуктуации ликвора.

Принцип.

Надо сместить латерально прикрепление мембран взаимного натяжения и фулькрум Сатерленда. Таким образом флуктуация пойдет от одной височной кости к другой с амплитудой, которая будет постепенно увеличиваться , пока не достигнет желаемого ритма.

Положение ребенка: лежа на спине.

Положение остеопата: у головы ребенка.

Точки контакта:

Одна рука под затылком ребенка, пальцы сплетены или лежат друг на друге, образуя чашу. Возвышение тенар лежит на сосцевидной порции, большие пальцы на вершинах сосцевидных отростков, средние вытянуты и служат точкой опоры по отношению к которой каждая рука поочередно выполняет движение вращения в противоположном направлении.

Маневр.

Большие пальцы описывают дугу, пасивно вовлекая височную кость в наружную ротацию с одной стороны (сосцевидная вершина отведена кзади и кнутри) и во внутреннюю ротацию с противоположной стороны (сосцевидная порция отведена кзади и кнутри). Чередовать в среднем ритме от 5 до 6.

Этот маневр является очень мягким и называется «кошачей лапой» (Сутерленд). Постепенно он возвращается к нормальному ритму синхронной и билатеральной внутренне-наружной ротации обеих височных костей.

Варианты.

Начиная с теменных костей. одну направляем во внутреннюю ротацию, в то время как другая в наружной ротации.

Начиная с крестца, по отношению к его вертикальной оси.  Поворачивать его по-очередно то с одной , то с другой стороны.

Примечания.

Предварительно сосчитать ритм. После маневра сосчитать еще раз. Чтобы ускорить или замедлить этот ритм достаточно сравнить его с ритмом , который остеопат считает про себя быстро или медленее. Маневр наружной или внутренней ротации височных костей следует за этим ментальным ритмом.

Показания.

Бессоница, беспокойство, конжестивные цефалеи, гипертензия в результате нарушения флуктуации или её анормального увеличения в следствие слишком агрессивного или избыточного лечения техниками остеопатии.

Противопоказания.

В случае травмы или сотрясения мозга можно использовать этот маневр , но с осторожностью. После травмы предпочтительно всегда начинать этот маневр с действия на крестце.

 

С- Действие на продольную и латеральную флуктуации.

Цель.

Вызвать комплементарную встречу обеих флуктуаций для наилучшей эффективности.

Показания.

В сложных, трудных и застарелых случаях.

Маневр.

Продольная флексия выполняется через дорси-флексию лодыжек и через флексию крестца (основание сзади, апекс – спереди). Латеральная или поперечная флуктуация создаются через поочередное перекатывание височных костей.

D – Реанимационное действие.

Техника «Father Tom»

Цель.

Реанимация.

Показания.

Состояние в результате электрического шока, гидрокуция, кома, утопление, депрессия, низкое давление ++, липотимия, синкопа, ваготония ++.

Маневр.

Прямой сильный метод, так как нужно очень быстро запустить наружную ротацию височных костей билатерально, отводя сосцевидные вершины внутрь и назад. Удерживать их несколько секунд, потом отпустить и так повтороитть несколько раз.

Положение пациентьа и терапевта идентично предыдущему. Одновременно выполнять искуственное дыхание. Можно удерживать крестец во флексии (основание сзади, вершина – спереди)

Как только пациент приходит в сознание, запустить краниальный механизм в его физиологическое движение и синхронизировать флексию СБС с торако-диафрагматическим вдохом, и наоборот для экстензии СБС – с торако-диафрагматическим выдохом.

Примечание.

Именно флексия СБС сопровождает первый крик рабенка в момент рождения. Экстензия СБС предшествует моменту смерти. Сфено-базилярный симфиз сохраняет таким образом состояние кажущейся смерти, то есть экстензию, а периферические кости – внутреннюю ротацию. Только задумайтесь, что даже спустя некоторое время краниальный ритм ещё присутствует. Итак, в этом маневре использовать жидкость , чтобы рединамизировать (вновь запустить) жизнь. В случае краниальной травмы, запустить флуктуацию через удержание крестца во флексии. этот маневр называется , с легкой руки Сатерленда «Папашей Томом». Именно исключения являются подтверждением правила: в данном случае нельзя быть мягким, так как это маневр неотложной помощи.

Вывод.

Все эти маневра задействуют натяжение мембран твердых мозговых оболочек и флуктуацию ликвора.

Научитесь пользоваться этими маневрами, соблюдая их принципы и в терапевтических целях.

Глава 16.

Различные внутрикостные сфено-окципитальные поражения у грудных детей.

Чтобы лучше понять эти поражения, давайте вспомним основные фазы родов в O.I.G.A.:

-         начало родов происходит на уровне верхнего ущелья. Поперечный диаметр ущелья соответствует размерам париетального шва;

-         во время спуска головки левый косой размер верхнего ущелья соответствует большому диаметру головы. Поэтому головка идёт к пельвиоперинеальному дну;

-         обязательная ротация головки позволяет ей повернуть. Затылок идёт кпереди и подходит к под лобковый симфиз;

-         далее затылок скользит кзади, чтобы пройти под симфизом. Затем головка входит во влагалищное отверстие. Давление оптимально во время прохождения под-лобно-затылочной окружности;

-         наконец, деторсия является конечной фазой, позволяющей правому плечу повернуться в тазу справа налево и приити кпереди, встав за симфизом. Головка совершает ротацию, и затылок  идёт влево. Переднее плечо появляется первым, а потом вслед за движением латеральной инфлексии туловища, появляется и левое плечо.

 

В ходе различных этапов череп плода подвергается напряжениям. Эти различные давления являются причиной малейших налезаний друг на друга различных внутри-костных частей.

Вспомним, что череп грудного ребёнка состоит из частей, оссификация которых не полностью завершена. Эти различные части састоят из мембран в своде черепа и хряща в основании черепа. Несмотря на наличие шести основных родничков, которые ещё не заросли и позволяют некоторую абсорбцию давления, компрессии или тракции, череп всё равно теряет свойство подвижности.

 

Затылочная кость во внутриутробном периоде.

Затылочная кость – это основная кость в механизме нарушеня адаптации к вне- и внутриматочным напряжениям. Анитомически она состоит из четырёх частей. Вот они:

-         базилярная часть: с двумя точками окостенения: бази-затылочная часть;

-         две мыщелковые части или экзоокципитальные части с одной точкой окостенения в каждой;

-         чушуя: делится на две части: над-окципитальную и под-окципитальную в нижней части и интрапарьетальную в верхней части.

 

Замечания:

Чешуя делится на две части:

-         интрапариетальная чешуя является мембранозной, как верхняя часть свода черепа;

-         над-окципитальная чешуя является хрящевой, как кости основания черепа.

Чешуя отделена от мыщелковых частей синхондрозом Budin, который окостеневает к 4-10 годам. На этом уровне формируется канал 12-й пары черепно-мозговых нервов: подъязычного нерва. Этот межкостный хрящ образует будущий мыщелковый канал.

Наконец, мыщелки затылочной кости соединяются на 2/3 с мыщелковыми частями затылочной кости и на 1/3 с бази-затылочной частью. Они хрупкие по своей эмбриологической сущности из-за отверстия, образованного синхондрозом бази-затылочной части, который не окостеневает.

Эта умная конструкция обеспечивает:

-         гибкость костей в родах, что играет важную роль в освобождении ребёнка в родах. Затылочная кость способна правильно адатироваться кразличным механическим воздействиям в разных фазах родов: феномен адаптации;

-         эта особенность имеет и обратную сторону – она обуславливает хрупкость. При невозможность адаптироваться или при непредвиденных обстоятельствах: провоцированные роды, кесарево сечение, щипцы, вантузы или временное прекращение работы. Это приовдит к стрессу, механическому напряжению, влекущую за собой рано или поздно потерю сегментарной или общей мобильности структуры, которое сопровождается асимметрией и остеопатическими повреждениями черепа. Эти повреждения со временем приводят к дестабилизации гармонии и равновесия функции.

Различные части затылочной кости окостеневают от трёх до восьми лет. СБС синостозирует к двадцати-двадцати пяти годам, сохраняя гибкость и эластичность в течении всей жизни.

Это даёт повод для нового замечания:  к нарушщениям на уровне слабых точек окостенения могут привести не только вышеописанные повреждающие факторы, но и любые удары, падения, шоки. К тому же, т.к. затылок моделирутся во время прохождени по родовым путям, он так же может повлеч ьнекоторые повреждения.

 Учение о механизме родов описывает моделирование черепа во время различных фаз родов (см. Главу 2).

В начале родов череп идет в направлении экстензии СБС. В конечной стадии, около лобка, головка может только разогнуться, провоцируя таким образом движение мыщелком кпереди на латеральные массы. Во время рождения головки влагалище создаёт давление на подбородок. Это давление приводит к флексии СБС, т.е. к началу жизни: ребёно делает свой первый черепной вдох. 

 

Стр. 319.

Повреждения  базилярной части.

 

Схема 1-2: экстензия СБС

                    Флексия СБС

 

Схема 3: торсия СБС

 

Схема 4: латеральная флексия ротация СБС

 

Схема 5: вертикальные стрейны СБС

 

Схема 6: латеральный стрейн

 

Схема 7: компрессия СБС

 

(Схемы по Л. Бюске).

 

По различным причинам, как механическим так и эмбриологическим, затылок подвержен внутри-костным поражениям в первую очередь.

Несмотря на то что  четыре эмбриологические части затылка связаны прочной оболочкой надкостницы и связками, хрящевыми и мембранозными, четыре части затылка остаются тем не менее очень нестабильными. Таким образом под давлением, нагрузкой или компрессией они подвергаются микро-смещениям или дисторсиям относительно друг-друга.

Перинатальный период – это самый благоприятный период для возникновения такой дисгармонии. Однако, такой тип проблем может возникнуть также у маленьких детей, т. к. синостоз различных частей затылка происходит только между 5 – 7 годами.

Итак, если затылок получает остеопатическое поражение, следствием этого будет вовлечение в поражение самых ближних периферических костей: височных, теменных, верхнюю челюсть и через экстензию, весь череп. На самом деле, черепная коробка – это хитроумное соединение суставных структур между собой, образующих совокупность, целое, механическое единство. Каждая кость солидарна с соседней, соседняя с последующей.. мальпозиция, дисгармония одной из частей этого единства отражается на соседних частях и на их соединениях. Песчинка, попавшая по недосмотру в ультра-совершенное сцепление механизмов, нарушит их регулировку или даже застопорит их работу. Достаточно извлечь песчинку, чтобы механизм заработал. Так же обстоит дело и с краниальной механикой.

Можно утверждать, что внутри-костные повреждения затылка имеют травматическую природу. Любой дородовый стресс, падение, несчастный случай с беременной женщиной, мальформация таза, наличие опухоли, близнецы, слишком сильные и длительные маточные схватки и т. д. способны вызвать травматические нагрузки на уровне эмбриологического затылка. Итак, когда голова испытывает слишком большое давление, это может стать следствием некоторого числа поражений, которые мы рассмотрим ниже.

Поражения базилярной части.

Базилярная части находится спереди от мыщелковых частей. Продолжением её самой передней части является сфеноид, соединённый сфено-окципитальным синхондрозом, который мы называет СБС (сфено-базилярный симфиз). Итак, механически эта часть напрямую связана с СБС и подвержена его влияниям.

Таким образом, если из-за нагрузок во время родов:

1)     Задний конец базилярной части уйдёт вперёд, то его передний конец поднимется вверх. Это мы будем называть движением флексии СБС, т. к. СБС механически встаёт в положение сгибания. (схема 1).

2)     Задний конец базилярной части идёт назад, передний конец опустится. Это приведёт к экстензии СБС. (схема 2).

3)     Задний конец поднимается с одной стороны и опускается с другой стороны. Передний конец базилярной части выполняет такое же движение, провоцируя торсию СБС. (схема 3).

4)     Постеро-латеральная точка поднимается и идёт вперёд, провоцируя латеральную флексию –контр-латеральную ротацию СБС (схема 4).

5)     Задний конец базилярной части пошёл вперёд и вверх или вниз, в то время как передний конец, наоборот, пошёл вниз или вверх. Здесь мы получим вертикальный стрейн с низким или высоким сфеноидом СБС (схема 5).

Эмбриологический затылок.

Стр. 321.

1.      5-6 лет - решетчатая кость

2.      7-8 лет – предклиновидная кость

3.      7-8 лет – постклиновидная кость

4.      19-25 лет – СБС

5.      7-8 лет Basi-occiput

6.      4-10 лет – синхондроз

Basi-exoccipitale

7.      2-3 года – синхондроз Будэна

 

(а) малое крыло

(b) большое крыло

(с) височная кость

(d) затылочное отверстие

(е) мыщелковая часть

(f) supra-occiput

(g) интерпариетальная чешуя

 

·        точка окостенения.

 

Поражения латеральных масс.

Схема 8.

Задние компрессии головы в экстензии

Схема 9.

Компрессии от макушки (вертекс).

Схема 10.

Латеральные компрессии.

 

 

Продолжение.

6) Задний конец базилярной части с одной стороны вынужден пойти в идентичную с латеральными массами   плоскость. Так возникает латеральный стрейн. Например: задний конец вынужден пойти влево, что провоцирует появление правого латерального стрейна. (схема 6).

7)     Задний конец базилярной части вынужден пойти вперёд и не испытывает никаких других влияний, что редко случается. Так возникает компрессия СБС. (схема 7). 

Направшивается вывод: следовательно, базилярный отросток подвержен всем возможным поражениям, т. к. он участвует во всех поражениях СБС, включая возможность комбинации множества поражений.

 

Поражения латеральных масс.

Внутри-костные поражения.

Во время задней компрессии головы в экстензии мыщелки идёт вперёд в суставные впадины атланта (схема 8).

Это движение способствует переднему сближению мыщелковых частей благодаря конвергенции мыщелков и «прижиманию» мыщелковых частей к базилярной части.

Механическим следствием этой первой дисгармонии остаётся страдание на уровне большого затылочного отверстия, которое может даже подвергнуться деформации.

Во время компрессии на макушку (вертекс).

Голова в нейтральном положении. Мыщелки прижаты книзу и к внутренней части суставных впадин атланта (схема 9). Получается плотное обжимание затылочного отверстия, поперечный диаметр которого уменьшается.

И наконец, во время латеральной компрессии.

Голова находится в сосоянии односторонней, левой или правой, подлонной опоры. Возникает ассиметрия мыщелков в суставных впадинах: один мыщелок устремляется внутрь суставной впадины атланта, в то время как другой имеет тенденцию к соскальзыванию кнаружи от суставной впадины атланта (схема 10).

Примечания.

 В этих различных компрессиях становится понятным взаимное влияние мыщелковых частей и латеральных масс на:

-         даже на компрессию чещуи, которая идёт в тосию. Закручивается или моделируется;

-         на затылочное отверстие, которое адаптируется, изменяя диаметры своего просвета;

-         и наконец, на basi-occiput, который в своей базилярной части испытывает влияния со стороны сфено-окципитального синхондроза спереди и латеральных масс сзади.

 

Поражения чешуи.

Её привилегированное место между теменными костями и мыщелковыми частями обеспечивает хорошие возможности для модификаций в случае травматизма в родах. Чешуя отделяет мембранозную часть вверху (свод) от хрящевой части внизу (основание). Сама чашуя подразделяется на две части: supra-occiput (хрящевой) внизу и интерпариетальную чешую вверху (мембранозную).

Через эти различные элементы чешуя может вращаться, стать плоской, изменять угол наклона, смещаться. Такие микро-смещения способствую дисторсиям, создавая дисгарминии на уровне краниального основания и свода.

Доктор Сутерленд и Магун определили три оси подвижности, обеспечивающие смещение чешуи.

1)     Передне-задняя ось, проходящая через инион: эта ось обеспечивает ротацию чешуи в двух направлениях (схема 11).

2)     Поперечная горизонтальная ось, пересекающая инион: благодаря ей чешуя может становиться более плоской (схема 12).

3)     Вертикальная ось, проходящая через инион, обеспечивающая чешуе изменение угла наклона (схема 13).

 

Механизм поражения.

Попытаемся объяснить, что механически происходит на уровне черепа.

1)     Передне-задняя ось.

Чещуя может вращаться по часовой и против часовой стрелки. Такое вращение в лоне структуры чешуи  будет создавать нарушения по отношению к мыщелковым частям. И действительно. Данная ротация сопровождается отклонением мыщелковой части кнутри с одной стороны, в то время как с другой стороны существует отклонение кнаружи другой мыщелковой части. С этой же стороны есть риск блокирования височной кости во внутренней ротации. Одним словом правая ротация чешуи может привести правую мыщелковую часть к задне-передней компрессии. С этой стороны мыщелок будет стремиться к конвергенции вперед и внутрь, в то время как с противоположной стороны происходит его дивергенция (расхождение) кзади и кнаружи.

Механизм конвергенции кпереди вредит затылочному отверстию и может привести к его срединной компрессии. Вследствие этого правый мыщелок может подвергнуться компресии, низходящей и латеральной одновременно, в то время как левый мыщелок подвергается прежде всего латеральной компрессии. (схема 11).

2)     Поперечная ось.

Чешуя получит возможность отодвинуться назад, а занчит, стать плоской. Таким образом, лямбда или верхний угол чешуи, сдвинувшись кзади, обеспечит продвижение вперёд для нижнего края чешуи. Но именно по этой причине, само продвижение вперёд может привести к компрессии и переднему смещению  мыщелковых частей по отношению к верхним фасеткам атланта.

Стр. 324.

Поражения чешуи.

Схема 12. Вид сбоку.

Чешуя может стать более плоской. Положение чешуи относительно поперечной оси, проходящей через инион.

 

Схема 11.

Вид сзади и снизу.

Передне-задняя ось ротации чешуи, проходящей через инион.

 

Схема 13.

Чешуя может менять угол наклона.

Ротация чешуи относительно вертикальной оси, проходящей через инион.

 

·        Схемы по Л. Бюске.

 

Природа умна и предусмотрительна. Чешуя имеет возможность складываться между:

-         либо между мембранозным и хрящевым соединением на затылочной squama,

-         либо на уровне соединения чешуи и мыщелковой части, т. е. на уровне синхондроза Будена, который претерпевает синостоз только к 2-3 годам.

 

В соответствии с углом компрессии мы также обнаруживаем складки чешуи либо в плоской форме, либо наоборот, в выступающей, выдающейся форме. Изменения этого угла могут гайти механическое объяснение в зависимости от давлений, направленных сверху или снизу от оси.

На самом деле:

Если чешуя получает толчок над своей осью, т. е. выше иниона, мы обнаружим скорее закрытие чешуи (угол, образованный чешуёй и мыщелковыми частями закроется).

Если чешуя получит толчок ниже оси, т. е. ниже иниона, мы обнаружим прежде всего распластывание чешуи (угол, образованный чешуёй и мыщелковыми частями откроется).

Итак, если толчок слишком сильный или если он длится слишком долго, может возникнуть билатеральная передняя компрессия мыщелковых частей и вследствие модификаций, также компрессия соединительного отверстия. (схема 12).

 

3) Вертикальная ось.

Это ось ротации. Чешуя вращается вокруг своей оси.  Это происходит из-за задней односторонней компрессии данной чешуи. Она создаёт одностороннее уплощение и сглаживание латерального угла. Следствие: переднее смещение односторонней мыщелковой части на фасетке атланта. Контролатерально: чешуя выступает. Её латеральный угол отходит назад и выдвигается. Затылочно-сосцевидный шов сжимается. Соединение между чешуёй и мыщелковой частью стремится разделиться. Подзатылочные и шейные мышцы твердеют, натягиваются, спазмируются и болезненны при пальпации (схема 13, стр. 324). Может возникнуть модификация большого затылочного отверстия.

Размышления.

Все эти остеопатические поражения своими различными модификациями способны спровоцировать беспорядок в анатомо-физиологическом и структуральном плане. Внутрикраниальные мембраны, теряющие в данном случае нормальное равновесие, могут стать факторами агравации внутри-костных поражений.

В принципе. Натяжения этих различных мембран твёрдой мозговой оболочки – будь это серп мозга, палатка или серп мозжечка или твёрдая мозговая оболочка позвоночного столба – уравновешивается и гармонизируется на уровне фулькрума Сутерленда, т. е. на уровне прямого синуса = инион = затылочный внутренне-наружный отросток  = torcular = точка покоя.

Эти внутри-краниальные мембраны имеют прикрепления, соответствующие различным важным краниальным структурам (клиновидная, затылочная, решетчатая, лобная, теменные, височные). Итак, мембраны влияют и сами находятся под влиянием костей черепа. Значит, существует прямая взаимосвязь и интерференция между структурамит и примыкающими к ним мембранами. К тому же все главные прикрепления мембран твёрдой мозговой оболочки играют важную защитную роль во время родов. они в большой степени участвуют в первичном дыхательном механизме.

Итак. Одновременно необходимо исправлять остеопатические поражения СБС и вновь уравновешивать и как можно быстрее натяжения мембран твёрдой мозговой оболочки.

На уровне самой анатомической структуры можно найти дисгармонии и дисфункции:

-         сфено-окципитального синхондроза или СБС;

-         мыщелковых частей;

-         более специфические, например, basi-occiput;

-         затылочного отверстия, которое может приобретать различные конфигурации в зависимости от различных типов компрессии. (влияют на венозный дренаж и на нервную систему);

-         свода и основания, принимающих различные положения (свод в краниальной флексии, основание в экстензии и наоборот).

 

Некоторое число структуральных нагрузок появляются на уровне:

-         структур, способных к «сжатию». А если точнее, здесь мы имеем в виду: шов Будена, бази-экзоципитальный шов с VII нервом или большим подъязычным. Он двигатель, играющий важную роль при глотании.  Если быть точными, этот нерв выходит на уровне переднего мыщелкового канала, который может подвергаться компрессии со стороны латеральных масс. Мы имеем в виду затылочно-сосцевидный шов (или ОМ) с его важными васкуло-нервными связями.

·        Заднее рваное отверстие, из которого выходят IX или языко-глоточный нерв, смешанный, Х или лёгочно-желудочный нерв (смешанный), XI или спинальный (двигательный).

·        Ярёмный перешеек : 95% венозной крови проходит через ярёмное отверстие (отношение между затылком и височной костью). Этот васкулярный путь важен для  внутричерепного венозного сплетения (уменьшение или замедление кровообращения вызывает различные расстройства,  такие как  ишемия и аноксия, также могут существовать геморрагии).

-         В чисто структуральном плане и с точки зрения кранио-сакральных отношений возможно обнаружение любых изолированных или даже , что встречается чаще  краниальных поражений, комбинирующихся с первичным поражением , сопровождающимся вторичными адаптационными поражениями.

Рассмотрим крыловидную кость.

У новорожденного она состоит из трех частей: тела, малых крыльев и больших крыльев с птеригоидальными отростками.

За некоторое время до рождения возникает срощение передней крыловидной и задней крыловидной частей.

Окончательное преднатальное моделирование черепа плода должно нас подтолкнуть к рассмотрению некоторых других элементов.

В практическом плане:

-         К предсфеноиду  и к малым крыльям должен быть доступ посредством лобной кости и вырезки решетчатой кости.

-         Постсфеноид и большие крылья доступны скорее через крыловидные пути, чем через поверхность в форме L. И действительно у детей большие крылья находятся слишком близко от малых крыльев.

С точки зрения поражения:

-         Поражения между пред- и пост-сфеноидом напрямую связано с поражениями СБС.

-         На самом деле предсфеноид и решетчатая кость спереди будут виновны во всех компрессиях мыщелковых частей, посредством цепной реакции. Потеря нормальной связи между большими и малыми крыльями является причиной аномалий орбит у детей, страдающих болезнью Дауна.

-         Тоже самое можно сказать об отношениях между большими крыльями и крыловидными отростками сфеноида. Здесь могут возникнуть аномалии со смещением большого крыла внутрь, в то время как крыловидный отросток смещается наружу и наоборот. Это происходит либо с одной стороны , либо с обеих сторон.

-         Лобная кость зачастую является главной причиной расстройств между лобно-сфеноидальном швом на уровне поверхностей в форме L, что приводит к дисторсии, которую следует исправлять и моделировать с помощью адекватного краниального остеопатического лечения ребенка.

Примечания.

Малые крылья находятся под лобной костью. На этом уровне строение швов позволяет скольжение между структурами. Малые крылья скользят книзу и кпереди, открывая верхнюю точку смены скоса граней на центральной линии. одновременно, лобная кость, которая имеет точку смены скоса граней на нижней поверхности, скользит книзу и кзади. На периферии малые крылья скользят кпереди и кнаружи. На этом уровне проходит сильвиева артерия. Поэтому фронто-сфеноидальная компрессия на уровне малых крыльев грозит нарушением кровообращения лобной доли мозга.

Здесь мы снова видим корреляцию, связь между всеми костями, образующими череп.

Совершенно очевидно, что в эмбриональном периоде затылочная кость является основной частью рисков внутричерепных повреждений. Она так же является неотъемлемым партнёром крыловидной кости. Их «союз», формирующий сфено-окципитальный синхондроз или СБС, является ключевым звеном краниального механизма.

Все движения костей являются взаимозависимыми. Но можно сказать, что движения всех периферических костей напрямую зависят от клиновидной кости и затылочной кости.  Каждая из них регулирует и влияет на определенное количество периферичесикх костей. к тому же клиновидная кости, затылочная кость и височная кость («причины неприятностей») образуют основание черепа. Будем же помнить о хрупкости этой системы. Три элемента клиновидной кости и четыре затылочной – это настоящая мозаика. Они срастаются только к 7-8 годам. Поэтому этот ансамбль наиболее подвержен травмам во время родов.

СБС является связующим звеном между всеми жизненно важными частями центральной нервной системы: спинным мозгом, медуллярным канатиком, гипоталамусом, слизистой железой.

Например, у ребёнка.

При внутричерепном повреждении диафрагма sallae слизистой железы может подвергаться значительным натяжениям. Железа при этом подвергается тракции, т.к. поддерживается с одной стороны выростами палатки мозжечка. Это агрессивное натяжение провоцирует остановку или, по крайней мере, замедление её гармоничного развития и её функции. Следствием этого являются различные нарушения роста, обмена веществ и общего состояния.

Таким образом, обнаруживается тесная связь нервной системы с костной структурой. Большинство черепных нервов пересекают кости черепа через отверстия или на уровне различных швов. Очень часто они подвергаются травматическому воздействию.

Примеры:

-         Первый черепной нерв -  обонятельный нерв (чувствительный). Он выходит через решетчатую кость, пересекая решетчатую пластину.

-         Зрительный нерв (вторая пара) и его зрительная хиазма находятся на бугорке sallae и проходят через зрительное отверстие. Нервы: общий двигательный нерв (III), чувствительный (IV) и двигательный+ глазной нерв Виллиса (V) смешанный и наружный двигательный нерв глаза (VI) выходят через клиновидную кость. В её верхней части находится складка твёрдой мозговой оболочки, которая может натянуться при повреждениях СБС и  повредить важные структуры, которые там находятся.

-         Зрительный нерв окружен выростом твёрдой мозговой оболочки, содержащим ликвор. На  функцию нерва может повлиять не только альтерация ликвора, но и контакт со сфеноидальной      костью (который имеет место на протяжении примерно 2 см). Так же изменение положение клиновидной кости или около-костных элементов может привести к патологии.

-         Общий глазодвигательный нерв (III) пересекает палатку мозжечка и может быть сжат мембраной палатка при разрывах.

-         Верхний Верхнечелюстной нерв, только чувствительный, является ветвью V пары. Он выходит через большое круглое отверстие.

-         Нижний верхнечелюстной нерв, смешанный, ветвь V пары. Выходит через овальное отверстие.

-         Что касается тройничного нерва, то он наиболее объёмный их всех черепных нервов. Он смешанный. Он проходит через костно-фиброзное отверстие на верхнем крае  каменистой части височной кости. Это отверстие образовано большой складкой палатки мозжечка, которая окружает нерв и внутри которой проходит венозный синус: нижний каменистый синус.

-         Ещё одно важное для тройничного нерва соединение твёрдой мозговой оболочки и кости – это полость Меккеля, где находится Гассеров ганглий. Отсюда отходят конечные ветви пятой пары. Эта полость образована дивертикулом твёрдой мозговой оболочки задней мозговой ямки. Узел находится между твёрдой мозговой оболочкой и надкостницей средней мозговой ямки в непосредственной близости от кавернозного синуса. Таким образом, через посредничество полости Меккеля, тройничный нерв имеет связь с остриём каменистой части височной кости и сонной артерией снизу, шестой парой нервов – наружный глазодвигательным нервом изнутри и височной долей сверху.

-         Лицевой нерв (VII), двигательный, посредник нерва Врисберга (VII bis), чувствительный, выходят через стило-сосцевидной отверстие височной кости.

-         Слуховой чувствительный нерв (VIII) не выходит из черепа и проходит во внутреннем слуховом проходе.

-         Языкоглоточный (IX) смешанный,  блуждающий (X) смешанный и спинальный (XI) двигательный нервы выходят через заднее рваное отверстие.

-         Наконец, подъязычный нерв, двигательный,  выходит через передний мыщелковый канал.

Это анатомическое напоминание необходимо для лучшего понимания связи между костями и мембранами., между структурой и благородной субстанцией, между содержащим  и содержимым.

Всё взаимосвязано. На сосудисто-нервной уровне все нервы, вены и артерии находятся вблизи от структуры и выходят через отверстия в черепе. Большое количество мыш вовлечены сюда и могут повредить череп. Например, мышцы глаза. Которые находятся в непосредственной связи с орбитой, жевательными и височными мышцами.

 

 

Вывод.

Для разумного остеопата профилактика у детей должна быть основной задачей.  Ребенок, приходящий в кабинет, для правильного остеопатического заключения должен быть правильно осмотрен на уровне черепа, даже если он не имеет жалоб с этой стороны.

Ранний контроль необходим всем детям, которые подверглись ударам и падениям на голову, даже если рентгенография черепа не выявляет патологии, а так же детям, которые имели проблемы при родах.

После всего сказанного, прежде всего необходимо устранить появившиеся повреждения в период пост-партум. Оставить эти маленькие черепа жить “своей жизнью”, т.е. с неустранённым повреждением, значить осознано лишить  “основы жизни” детей, которые затем станут подростками и взрослыми.

Череп, который не дышит – это череп, который рано или поздно приведёт к появлению многочисленных проблем, которые появятся спустя дни, месяцы или годы, как только структура больше не сможет компенсировать свою недостаточность.

Глава 17.

Организация работы на приёме у краниального остеопата для грудного ребёнка и ребёнка младшего возраста.

Хочется начать главу со следующего уточнения. Мы не врачи-педиатры и не собираемся подменять их собой. Но наши контакты с педиатрами не перестают развиваться. Диалог честный, а сотрудничество плодотворное.

Педиатры всё чаще посылают к нам детей для краниального лечения приемами остеопатии. Остеопатическое действие улучшает совместными усилиями с педиатрами состояние ребенка.

По статистике доктора В.Фрайман, из 1250 случаев среди новорожденных и детей младшего возраста:

-         12% имеют свободный пластичный череп и не имеют никаких симптомов;

-         82% имеют краниальную проблему без очевидных симптомов;

Анализ этих результатов приводит к следующей констатации: любой ребенок с момента рождения, особенно после трудных родов, должен обязательно пройти краниальный остеопатический осмотр. Именно в это время необходимо краниальное педиатрическое вмешательство, только при таком условии остеопат имеет наилучшие возможности управлять здоровьем ребенка. Это придает динамику и значение терапевтической медицине.

 

Педиатрическая остеопатическая консультация для новорожденных и детей младшего возраста.

Наш комментарий будет проходить в соответствии с тремя точными направлениями:

1.      Остеопатический подход к ребенку и его родителям на первой консультации.

2.      Реакция ребенка на остеопата в момент терапевтического вмешательства.

3.      Поведение и терпимость родителей по отношению к остеопату и ребенку.

Остеопатическая  педиатрия - это замечательная и захватывающая область, но очень тонкая, так как её особенность в том пациенте, о котором этот специалист берет на себя заботу.

Во-первых, грудной ребенок и ребенок другого возраста совсем не похожи друг на друга. Поведение маленького ребенка, подростка и взрослого совершенно различно. Поэтому, поведение остеопата и его терапевтическая работа должны различаться в зависимости от психологических критериев каждого отдельного случая. Если “средства” для лечения идентичны, то “форма” меняется в зависимости от различных психологических параметров. Это основное и реальное понятие для построения отношений между остеопатом и больным, будь то подросток или взрослый.

Это понятие приобретает ещё большую остроту в отношениях ребенок - остеопат. Плохой контакт, начиная с первой консультации, сразу же лишает остеопата возможности сотрудничать с пациентом, то есть лишает его комфорта, необходимого для краниального вмешательства, корректного и эффективного. Первое субъективное впечатление изменить практически невозможно.

 

Основные положения психологии отношений.

Каждый из нас получает от своих родителей наследственные характеристики, вследствие которых мы воспринимаем события по-своему. За счёт этого наша рациональная жизнь, жизнь думающего существа это постоянная конфронтация нашего внутреннего мира с его субъективной оценкой и внешнего мира, требующей объективного взгляда. Признаемся себе, что мы не воспринимаем все реалии окружающей действительности, мы создаём свою реальность, которая не идентична объективным реалиям. Мы воспринимаем явления для себя, а не таковыми как они есть. Можно вспомнить Иммануила Канта с его “вещью для всех” и “вещью в себе”.

После такого вступления становится понятным, что психология интересуется не событием как таковым, т. е. с объективной точки зрения, но отражением данного события в сознании индивида, т. е. с субъективной точки зрения. Итак, субъективное не ограничивается только наследственностью. Все ситуации, в которых мы развиваемся, и весь приобретённый благодаря этому опыт, обуславливают направления развития наших тенденций.

Этим объясняется, что один ребёнок может стать доверчивым, покладистым, спокойным, оптимистичным, т. к. он не ощущает нависшей над ним угрозы. Он чувствует себя защищённым. И наоборот, другой ребёнок, попавший в опасную ситуацию или среду-угрозу, быстро разовьёт в себе бдительность и инстинкты зажатости , будет искать защиты, безопасности и протекции, станет пугливым, напряжённым, охваченным страхом, беспокойным, ушедшим в себя пессимистом.

Ребёнок одновременно хрупок и вынослив. Он амбивалентен. Им прежде всего руководит интуиция, но он способен и рассуждать, если в нём появится желание слушать и понимать, если он захочет остановить своё внимание на данном предмете. Это крайне чувствительное существо, который открыт для восприятия и “поедания любой пищи”. С другой стороны он крайне уязвим, что постоянно выражается в его поведении.

Грудной ребёнок-это уже думающее и действующее существо, обладающее своей индивидуальностью, которая с наибольшей остротой проявляется в детском и подростковом возрасте.

Индивидуальность принадлежит к ментальной жизни субъекта. Это его глобальная сущность, говорящая в определённый момент о полном его развитии. Полнота внутренней жизни субъекта выражается для других и для него самого через индивидуальность. Индивидуальность указывает на целостность, неповторимость и временную протяжённость личности.

В ребёнке личность можно определить через мотивы, побуждающие его к действию и через способ действия. Это совокупность его положительных и отрицательных качеств, достоинств и недостатков. Если говорить в широком смысле слова, она определяется  через его манеру поведения, образ жизни, действия и реакции.

Итак, именно эти психологические параметры побуждают ребёнка к действию и определяют его поведение в тех или иных обстоятельствах.

 

Ещё нам нужно уточнить несколько основных понятий для понимания ребёнка и для того, чтобы он нас принял.   

- Грудной ребёнок, и ребёнок в целом – это социальная единица, становление которой может произойти только благодаря окружающему миру, т. е. благодаря другим людям.

-         Ребёнок не может стать личностью в одиночестве и исключении из среды, которая и даёт ему различную “пищу”.

-         Ребёнок должен жить в, и посредством среды, которая становится его миром. Только благодаря отношениям с себе подобными он сможет построить своё Я, свою личность.

-         Только благодаря культурному вкладу со стороны своего окружения сможет он найти своё путь, который сделает его человеком.

-         Ребёнок нуждается прежде всего в любви, понимании, доверии и уважении.

-         Жить значит общаться, обмениваться, делать всё для своего признания, попытаться стать значимым, существовать, служить делу. Доказать себе, что живёшь.

Итак, ребёнок желает жить и расти. У него есть непреодолимое желание выразить себя, почувствовать себя значимым и понятым. Но, прежде всего он стремится стать кем-либо, и быть принятым обществом таким, каков он есть.

В заключении скажем: во время остеопатической консультации коммуникация, общение должно всегда предшествовать действию.

 

Первая консультация.

Первый контакт с ребёнком и его родителями должен быть удачным. Таково условие хорошего хода дальнейшего терапевтического лечения в течение всех последующих сеансов. Итак, нужно сразу завоевать расположение, принимая ребёнка и его родителей.

Психологически родители несколько напряжены, несмотря на то, что они стремятся успокоить своего ребёнка. Ребёнок же интуитивно чувствует, что родители не совсем естественно ведут себя, напряжены и слишком настойчиво повторяют, что ему нечего бояться, что доктор только посмотрит его и всё. Поэтому, как только они входят в кабинет, напряжение беспокойного ожидания возрастает.

Совершенный симбиоз и осмоз возникает между озабоченными вопросом “что с нашим ребёнком будут делать!?” родителями и ребёнком, который воображает невообразимое, ведь он здесь, не понимая цели визита. Таким образом, абсолютно необходимо, чтобы остеопат своим приветливым, располагающим, дружеским отношением создал обстановку доверия. Нужно завязать непринуждённую беседу. Это достигается улыбкой, открытым рукопожатием тёплой руки, несколькими словами приветствия. Нужно обратиться к ребёнку, начать с ним разговаривать, улыбнуться ему, погладить по щеке, завоевать его доверие. Заниматься ребёнком, но не пренебрегать родителями.

Первый контакт в зале для ожидания – это прелюдия к последующему, лёгкому или трудному,  развитию терапевтического сеанса.

Ребёнок ждёт чего угодно от окружения. Несмотря на малый возраст, трудности высказываться, малый словарный запас, он тем не менее очень чутко воспринимает происходящее, страдания, затруднения, не умея ещё их правильно объяснить. Он пытается по-своему разговаривать со своими близкими. Нужно быть внимательным к ребёнку и дать ему возможность высказаться. Умение слушать – это очень важное свойство для терапевта, возможность расположить и пойти навстречу.

После такого первого, более или менее длительного, контакта в зале ожидания семья оказывается в кабинете. Чаще всего даже если первый контакт прошёл хорошо, ребёнок будет цепляться за мать и хныкать. Это правда, что белый халат, даже короткий, вызывает у малыша чувство беспокойства. Оно, вероятно, является следствием предыдущих неудавшихся контактов ребёнка и остеопата, пережитых им в какой-нибудь больнице или клинике.

Перед осмотром ребёнка покажите ему игрушки, чтобы отвлечь его внимание и изменить мотивацию. Увлечение вашими игрушками не помешает ему однако быть настороже и следить за тем, что происходит вокруг него.  Но всё-таки создастся ситуация большего доверия со стороны ребёнка и родителей. Зачастую ребёнку хочется осмотреться и разглядеть ваш кабинет. Игрушки, поступившие в его распоряжение, займут его. Он успокоится. Остеопат должен на несколько минут нарочно “позабыть” о своём пациенте, дать ему привыкнуть. За это время он может собрать анамнез. Беседуя с родителями.  Во время первого сеанса полезным будет присутствие мамы. Присутствие отца как успокающего мужского элемента семьи тоже полезно.

Анамнез.

После того, как вы узнаете фамилию, имя, адрес, телефон ит.п., нужно поинтересоваться причиной обращения к остеопату и историей возникновения проблемы: дата появления, обстоятельства, интенсивность, постоянство или периодичность и.т.п.

Кроме того, нужно задать следующие вопросы, касающиеся рождения ребёнка, которые помогут остеопату в лечении:

1)     Как  протекали роды?

-         продолжительность (нужно помнить, что любые роды, длившиеся более восьми часов и менее двух часов могут повредить гармонию черепа);

-         детали момента рождения: предлежание плода, близнецы, роды под анестезией, кесарево сечение, эпизиотомия, щипцы, вантузы, пальцы во рту, давление на живот матери во время выхода плоды;

-         предлежание: головой, лицом, ягодицами, плечом.

2)здоровье матери во время беременности:

-         заболевания: краснуха, грипп, анемия, паротит, отит, синусит и другие заболевания, которые могли бы привести к токсемии матери и вызвать пре- или постнатальное заболевание ребёнка;

-         беременность матери: число беременностей, чем закончилась беременность: абортом, преждевременными родами, нарушения, приводящие к аномалиям, которые могут спровоцировать черепные или внутричерепные осложнения;

-         лечение вр время беременности: количество детей, ложные беременности, приём препаратов.

2)     Состояние ребёнка при рождении:

-         цианоз, реанимационные мероприятия, сразу ли закричал, деформация черепа, недоношенность, кормление грудью или из рожка.

3)     Поведение ребёнка:

-         сонливость, бессонница, слишком долгий сон; нервность, ровное спокойное поведение; много плачит, не кричит, слабо кричит; храп, нарушения глотания, срыгивания, стеноз превратника; глазные симптомы:страбизм; частые насморки, отиты, эпилептические припадки, аллергии, астматические бронхиты, астма эндогеная или экзогенная (см. Пример в остеопатической педиатрии).

 

Здесь заканчивается анамнез. Во время опроса ребёнок играет и приобретает уверенность. Он уже меньше боится. Родители его подбадривают. Во время этой фазы диалога они задают вопросы о лечении. Остеопат им отвечает, объясняя воздействие рук остеопата на череп ребёнка. обстановка становится менее напряженной. Уже возможен первый осмотр ребёнка.