Общие Остеопатические Техники.
В разных остеопатических школах применяются различные классификации остеопатических техник. Во многом это связано с нюансами образовательного процесса, выделяющего одни разделы остеопатии, и, следовательно, сопутствующие им техники, более других. Для остеопата-практика это не имеет большого значения, так как он выбирает не классификации, а подходы в зависимости от того, что требуют ткани пациента и какую цель в лечении он считает более важной в конкретный момент времени.
Однако, приемственность в обучении является важным моментом в правильном становлении пальпаторного навыка остеопата от более грубых к более тонким составляющим. Те остеопаты, которые попытались овладеть кранио-сакральными или висцеральными навыками без достаточного опыта работы с мягкими тканями и суставами либо терпят поражение из-за недостаточной чувствительности, либо, напротив, углубляются в микроподходы и теряют общее чувство «структурности» организма. Для них тело становится жидким или даже воздушно-энергетическим образованием на волнах ритмики мира. Но это лишь часть остеопатической картины, методами которой можно пользоваться только четко осознавая другие составляющие целостности тела.
Таким образом, начнем наше знакомство с техниками остеопатии от более простых к более тонким и сложным.
Условно остеопатические техники можно разделить на
- мягкотканевые, включающие разминание, растяжение, ритмические тракции, ингибицию, вибрацию, эффлюраж
- суставные, включая микро и макросуставные подходы, артикуляции и комплексные суставные техники
- мышечноэнергетические техники (техники мышечных энергий, техники Ф. Митчелла)
- трасты (манипуляции)
- фасциальные техники
(включая прямые, непрямые, полупрямые, техники сбалансированного натяжения)
- рекойлы (техники отскока)
- стрейн-контрстрейн
- краниальные техники
- висцеральные техники
- биодинамические техники
- психодинамические техники
Что касается общих остеопатических техник – то это техники комбинированного артикуляционного и мягкотканевого воздействия на позвоночник, крупные суставы и окружающие их мышечно-фасциальные слои. Эти техники успешно применял основатель остеопатии Эндрю Тейлор Стилл в своей практике. Общие остеопатические техники могут использоваться как локально, так и глобально для коррекции всех встречающихся структурных нарушений (блокирование-неподвижность или ограничение сустава, смещение костной структуры, спазм связочного и мышечного аппарата) по определенному протоколу.
Рассмотрим кратко составные элементы общих остеопатических техник:
Мягкотканевые техники в остеопатии – техники, созданные Э.Т. Стиллом и модифицированные учеником Стилла Д.М. Литтлджоном, основателем первой в Европе школы остеопатии – Лондонской школы. Эти техники являются необходимой основой для выполнения других более сложных приемов и составляют большую часть программы подготовки остеопатов на Западе.
При первом знакомстве мягкотканевые техники представляются очень простыми, но это поверхностное мнение. Чем выше становится ваша чувствительность, тем больше нюансов вы начинаете замечать в мягких тканях. Ваши руки модифицируют основные принципы воздействия и находят уникальные индивидуальные подходы для каждого пациента. Мягкотканевые техники могут быть использованы как самостоятельно, так и в качестве подготовки перед специфическими прицельными манипуляциями. Обладая хорошим локальным и общим терапевтическим эффектом, мегкотканевые техники становятся основой в работе многих остеопатов. Не следует путать эти техники с простым массажем. В отличие от массажа, любое остеопатическое воздействие имеет под собой выверенную философию и цель лечения. Остеопат не будет просто так мять ваши мышцы, его подход – определить спазм, ограничение подвижности, нарушение кровоснабжения, отек тканей и использовать конкретные для каждого случая приемы для устранения этой остеопатической дисфункции.
Работая с мягкими тканями, оператор стремиться добиться нормализации тонуса, хорошего тургора тканей, эластичности, подвижности. Используя методы разминания, ритмичными движениями с небольшим давлением на ткани остеопат воздействует перпендикулярно вектору хода мышечных волокон, периодически увеличивая и ослабляя их напряжение, смещая сухожильные пути, изменяя состояние фасциальной оболочки мышцы. В зависимости от амплитуды и скорости ритмики врач может оказывать стимулирующий, тормозящий или балансирующий эффект на ткани. Варьируя силу давления, возможно воздействовать как на очень поверхностные, так и на глубокие структуры вплоть до уровня надкостницы. Очень важно чувствовать собственную ритмику тканей тела пациента и не следовать за ней с минимальной коррекцией. Если мышца спазмирована и смещает кости или суставы, не стоит резко навязывать ей более «правильный» ритм, ответом такой попытке будет – боль, сопротивление тканей, увеличение спазма. Если же войти в ритм возможных движений ткани у барьера органичения, то через некоторое время удастся этот барьер преодолеть и восстановить подвижность и нормальный тонус. Хороший остеопат всегда «слушает» тело пациента и лишь «дает советы», выступает «точкой опоры» для активизации собственной системы самовосстановления организма.
Растяжение – это медленная ритмичная или околобарьерная техника, позволяющая добиться снятия спазма со связочного и мышечного аппарата, фасций, мембран и других структур «мягкого скелета» человека. Возможно использование растяжения для малых структур (околопозвоночных мелких мышечных групп и связок) и крупных массивов тканей, таких, как бедро или голень. Для остеопата важно знать анатомические ориентиры и вектора прикрепления мышечных групп, чтобы выбрать правильное лечебное направление при растяжении. Не стоит прилагать слишком много усилий при выполнении техники – начинайте с малого в границах барьера ограничения растяжения и двигайтесь далее с постепенным увеличением нагрузки или первоначальной силой. Через некоторое время вы почувствуете, что ткани «плывут» под вашими руками, «тают как масло» - это признак расслабления мышечно-фасциальных структур.
Ритмическая тракция - эта техника комплексного воздействия на суставы и их связочно-мышечный аппарат. При проведении техники одной рукой врач выполняет контроль на уровне отрабатываемого сустава, а другой производит ритмичные движения с максимальным прицелом на зону внутрисуставного или околосуставного ограничения. При этом улучшается питание хряща, нормализуется динамика внутрисуставной синовиальной жидкости, восстанавливается подвижность и наступает тканевая релаксация.
Особенно полезны ритмические тракции после трастовых (манипуляционных) техник на суставах. После траста, в силу выраженного воздействия на капсульно-связочный аппарат, наступает период относительной гипермобильности сустава, при этом в тканях присутствует остаточный трастовый стресс и некоторая несбалансированность локальной нервно-рефлекторной регуляции. Проводя ритмические тракции, остеопат достигает хорошего внутрисуставного эффекта смазывания сустава синовиальной жидкостью, снимает стресс с тканей, балансирует нервную систему.
Ингибиция. В результате травм, смещений и других остеопатических повреждений в тканях возникают участки локального выраженного мышечного спазма. Эти участки носят название миофасциальные триггерные (запускающие) пункты и могут быть причиной мышечной контрактуры (триггер в области нижнего прикрепления мышцы поднимающей лопатку – в случае острой кривошеи) или невралгии (триггеры при невралгии тройничного нерва). Существует простой мануальный прием воздействия на эти точки спазма с последующим эффектом их расслабления и «выключения». Этот прием – местная ингибиция, когда оператор путем сильного продолжительного надавливания на триггер нарушает в нем течение обменных процессов за счет подавления кровоснабжения и изменения нейрорефлекторного статуса триггера. Давление может осуществляться подушечкой большого пальца и следовать ритмике дыхания пациента – усиливаясь на вдохе и чуть ослабляясь на выдохе. В выполнении техники важно чувствовать обратный ответ тканей и не превышать определенного максимума воздействия, в то же время выполняя прием с достаточной силой.
Вибрация. Быстрые колебательные движения вибрации позволяют включить местную тканевую перестройку, особенно, если ткань имеет полость или наполнение жидкостью. При работе с гайморовыми пазухами, суставами, висцеральной сферой вибрация в некоторых случаях может быть техникой выбора, сочетая щадящее воздействие и выраженную эффективность.
Эффлюраж – представляет собой поверхностные движения с увеличивающейся и уменьшающейся амплитудой, направленные на улучшение тканевого венозного и лимфатического дренажа и на местно-гормонизирующее действие.
Суставные артикуляционные техники – основа общих остеопатических техник. Суставные артикуляции представляют собой ритмичные движения в суставах, выполняемые остеопатом с использованием принципа рычага и точки опоры (фулькрума) на суставе.
Главными элементами в выполнении артикуляций является выход на зону ограничения сустава и контроль за барьером этого ограничения. Иными словами, бессмысленно выполнять суставные движения в амплитуде и стороне сустава, где нет ограничения. Выполняя тестовое движение, врач-остеопат определяет наиболее зажатый, спазмированный, блокированный участок сустава и в дальнейшем сосредотачивает все свои усилия именно на этом участке. При этом он не старается разорвать ограничение одним движением, а мягко подходит к блокированию, запускает местную систему саморегуляции и уходит от блока, и так несколько раз до момента полного расслабления мышечно-связочного аппарата, восстановления подвижности в суставе и возвращения его в нормальное положение.
Суставные артикуляции могут выступать полностью самостоятельной и самодостаточной техникой, позволяющей отработать любой участок тела, где есть сочленения, от позвонков и крупных суставов до костей черепа, где амплитуда будет микроскопической, и внутренних органов, в которых Ж.П. Барраль определил наличие так называемых висцеральных сочленений.
Продолжение следует…