Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 121-140).
Два больших кризиса роста ребёнка.
Мы проследили за развитием грудного ребёнка и ребёнка младшего возраста независимо от его характера и физических данных, их особенностей и специфики. Мы констатировали, что все дети проходят аналогичные фазы.
Формирование их личности происходит поэтепно и в строго определённом порядке.
После раннего детства наступает период, когда ребёнок впервые покидает дом, разлучается с мамой и идёт в детский сад. Это происходит в возрасте от трёх до семи лет.
От семи до тринадцати лет – это возраст начальной школы. Потом наступает подростковый возраст.
Не без препятствий преодолевая этот отрезок времени, ребёнок переживает к тому же два кризиса роста. Первый – в семь лет, второй – примерно в тринадцать. Второй совпадает с периодом полового созревания, со всеми потрясениями органического и психологического плана. Эта фаза протекает в разное время у девочек и у мальчиков. Но хотя и с промежутком в два – три года результаты совпадут. Организм стремительно трансформируется в сторону взросления. Происходит истинная нейро-гормоно-гландулярная революция: с началом секреции половых желёз и полового цикла рост ускоряется.
Для ребёнка и его родителей оба эти периода остаются критическими и трудными для адаптации.
Необходимо осознавать суть этих двух переходных периодов. Врач, принимающий их во внимание, правильно понимает реакции ребёнка и подростка. Роль остеопата – помочь ребёнку своим искусством. В меру своих возможностей нам также позволено объяснять некоторые ситуации, проявления или нелогичные поступки детей их родителям, смущённым и обеспокоенным их странным и иногда непонятным поведением. Чтобы иметь возможность направить ребёнка к другому врачу, специализирующемуся в психологии, нужно понимать и схватывать детали ситуации и поведения ребёнка, говорящие о плохой адаптации и дискомфорту, ощущаемому его телом.
Итак, в семнадцать лет пробуждается критический ум. Ребёнок больше не считает себя центром вселенной. Мир существует, жизнь кипит, люди борятся, навязывая свои законы и правила и нечто вроде равноправной дисциплины. Каждый должен играть свою роль по заранее установленным нормам. Если внутри семьи царит тепло и любовь, то снаружи всё по- другому. Погружение в толпу заставляет позабыть о себе самом. Суждения отличаются от родительских.
Таковы условия, которые готовят пробуждение критического и противоречивого ума.
Родители должны быть бдительными и следить за объективностью своих собственных суждений, подкрепляя свои поступки и мнения, а не наоборот.
В этот же период рождается настоятельная потребность понять тайну пола и рождения. Нужно сохранять открытость, когда возникают вопросы на эту тему, и умно отвечать на них. Следите за тем, чтобы не уходить от ответов на вопросы, связанные с сексом. Напротив правильное сексуальное воспитание должно разрешить все проблемы, возникшие у ребёнка в этом возрасте. Не делайте из этой темы «табу», не превращайте разговор на эту тему в диалог глухих.
В этот период ребёнок проходит суровую школу воли. Позиция отца и его приказания бедут выражением суммы всех законов. В этом возрасте он осознаёт, что его желания и воля встречают непреодолимые препятствия. Он должен смититься и принять действительность такой, как она есть. Итак, отец воплощает закон. Будучи воплощением закона, отец должен быть последовательным, понятным, строгим и непреклонным одновременно, выполняя все свои угрозы и обещания. А значит, он должен поступать в соответствии со своими принципами. Хотя это не всегда удаётся, ему следует уравновешивать свою родительскую любовь и свой долг строгости. Ни слишком много, ни слишком мало, в этом заключается равновесие. Если воспитание слишком строгое, ребёнок отворачивается от родителей и развивает в себе позицию жалкого, несчастного, беспомощного человека, которого преследуют неудачи. Ребёнок может затаить чувство мщения, в нём может развиться трусость, хитрость, страх, лицемерие и обман.
Если авторитет отца не достаточно силён, ребёнок остаётся на всю жизнь в состоянии инфантильного доверия, успокоенности, веря в провидение, и не осознавая суровые реалии каждодневной жизни.
В 18 лет молодой человек начинает судить и критиковать. Формулируя свои возражения, он хочет понять, почему так устроен мир и его мораль. Шлифуется идея добра и зла.
Мораль это не то, что запрещено родителями. Он всё ставит под сомнение. Он сравнивает различные мнения. Он наблюдает реакцию родителей на жизнь и на общество.
Он может придти к осознанию двух фактов:
Родители не соблюдают правил, которые они навязывают ребёнку. «Делай так, как мы говорим, но не так, как мы делаем».
Есть противоречие между поведением семьи и правилами общества.
От семи до четырнадцати лет ребёнок почерпнул достаточно ресурсов, органических, психологических и моральных, чтобы в наилучших условиях пройти через кризис половой зрелости.
Это суровый переход для взрослеющего ребёнка. Это период ассимиляции во всех направлениях всей интеллектуальной пищи, когда перегрузки и обязанности в школе могут немного истощить ребёнка.
Во время этого переходного периода, окончательно формируется его характер, шлифуются вкусы и интересы. Развивается ум, склонности, открываются его таланты. Он учится жить, думать и действовать под влиянием семьи и общества.
Большой пубертатный кризис.
Мало помалу он вступает в большой пубертатный кризис. Не углубляясь в детали этой важной для подростка фазы, скажем только, что медленное развитие этого кризиса протекает в двух специфических по контрасту эпизодах.
А) первый эпизод: отчуждение от родителей.
Ребёнок зымыкается в себе. Подросток чувствует интерес к противоположному полу. Реакцией на этот интерес будет чувство вины. Ребёнок прячет свои чувства и сторонится людей. Расцветает и становится интенсивной его внутренняя жизнь. Появляется чувство стыдливости. Он занят исследованием своего внутреннего мира. Удаляясь от семьи, он прекращает все аффективные контакты с близкими. Он становится гиперчувствительным, уязвимым, беспокойным и встревоженным. Он изучает себя, чтобы узнать о своих физических недостатках. Игры и школа его больше не интересуют, а оценки часто становятся хуже, что увеличивает напряжённость в отношениях с родителями.
Примечание.
В семь лет нужно отвечать на вопросы детей, связанные с желанием узнать, как они появились на свет.
В 12 лет родители должны осознавать свою свою ответственность. Они должны при возможности начать разговор на тему оплодотворения, семенной жидкости и менструации. Нужно затрагивать многие вопросы и рассказывать о последствиях мастурбации, замужества, проституции, венерических заболеваний, наркотиков и т. д.
На первой фазе следует избегать двух вещей: иронии и агрессивности. Родительский авторитет должен адаптироваться к обстоятельствам и ситуации. Отец должен проявить большую гибкость и уменьшить требовательность. Материнское обожание более сдержанным скромным. Родители должны вождерживаться от строгих суждений и от проявлений сурового авторитаризма, чтобы не оттолктуть ребёнка. Терпение, любовь, сдержанное вмешательство без желания получить что-то взамен будут лучшим оружием в руках родителей. К тому же, может быть если оставить ребёнка в покое на некоторое время, все проблемы решатся. Поиск нового доверенного лица в кругу семейных отношений может оказать хорошую помощь всем членам-атагонистам этой ситуации.
Б) вторая фаза: конфликтный кризис личности.
Это настоящий открытый бунт против родителей. Обычно его называют кризисом ювенильной оригинальности. Он является доказательством того мощного усилия, которое прилагает ребёнок, чтобы эмансипироваться. Он достигает кульминации к 17-18годам у мальчиков и 15-16 у девочек. Он выражается в отвергании одительского авторитета, в требовании свободе. Ребёнок категорично высказывает потребность в свободе поведения и выражения. Подросток становится агрессивным, злым, подвергает всё сомнению. Он любит скандалить, ненавидит все условности и все попирает святыни. Он желает только свободы и не выносит никаких ограничений своих прав. Родители должны быть готовы к разлуке с ребёнком в кульминационный момент кризиса. Это единственное средство обрести его позднее и избежать риска потерять его окончательно. Во время кризиса имансипации делательно создать подростку ситуацию, когда ондолжен быть ответственным. Меньше слов, меньше объяснений, больше дел. Это испытание должно быть позитивным, так как завершает формирование личности. Личность расчветёт, окрепнет и обретёт душевное здоровье. На этом фундаменте она быдет строить своё дальнейшее существование.
Итак, этот крутой повороит в физиологической эволюции ребёнка является важным моментом в его формировании. У девочек он начинается в момент первых менструаций – к 11-12 годам и продолжается до 16-17 лет. У мальчиков - к 13-14 годам и заканчивается к 17-19 годам. Этот более или менее спокойный и длительный переходный период, в зависимости от конкретного случая и реакции семьи, будет трудным моментом, который родителям предстоит пережить. Остеопат, зная эти проблемы, способен помочь интерпретировать, интегрировать и понять, что происходит. Это является составной частью нашего подхода врач-ребёнок-родители.
Заключение.
На этих страницах мы проследили за развитием грудного ребёнка, как нейрофизиологическим, так и психологическим, и за переходом его из детства в отрочество. Для остеопата очень важно изучить этот аспект, т.к. он связан с концептом единства тела и духа, который следует учитывать при лечении методами остеопатии. Разве сам Фрейд не говорил: «Прежде всего Я, и прежде всего телесное Я!!!»
Глава 6.
Как лучше осмотреть, оценить и узнать ребёнка при первом контакте в вашем кабинете?
Бальзак говорил: «Понять, значит уподобить себе». К этому можно добавить: «Чего стоит наблюдатель, того стоит и его наблюдение».
Чтобы лучше понять и узнать ребёнка, обязательно нужно вкратце рассмотреть некоторые аспекты физиологии. Дав определение некоторым аспектам, мы сможем продвинуться в нашей педиатрической и остеопатической деятельности, найти нужные подходы, создать отношения между ребёнком и врачём.
Личность ребёнка.
Глупо говорить, что ребёнок – это личность. Но если применить термин личности в широком смысле, подразумевая совокупность качеств ребёнка, благодаря которым он поступает так или иначе, тогда такая формулировка приемлема и понятна. Мы можем познать личность ребёнка, наблюдая за его развитием и трансформациями. В широком смысле слова можно сказать, что ребёнок обладает собственной индивидуальностью: его невозможно спутать с другим. Личность ребёнка построена из пяти элементов:
Физические особенности, характер, интеллект, влияние среды, личная история ребёнка.
Эти элементы пересекаются, каждый играет свою роль в определённый момент.
Кратко опишем каждый из элементов. Создающих индивидуальность.
Физические особенности.
Под физическими особенностями ребёнка понимают: состояние тела, деформации, здоровье. Для остеопата этот аспект связан с врождённым потенциалом и приобретённым жизненным потенциалом. Можно сказать, что на теле ребёнка есть неизгладимые следы изъянов, свойственных его родителям. Хилый и тщедушный ребёнок часто рождается у больных или старых родителей. Такие заболевания у родителей как сифилис, эпилепсия и алкоголизм наносят ребёнку существенный ущерб, который его инвалидизирует на всю жизнь. Новорождённый также носит следы болезней или психических травм матери, полученных ею во время беременности. Дети, рождённые в период войн (бомбардировок) гиперчувствительны к шуму и гипернервны. Мы видим, таким образом, влияние клеточной памяти и мы понимаем, что тело вписывает «на свои страницы» информацию о стрессах, генетических нарушениях на уровне семьи. Итак, чтобы понять индивидуальность ребёнка, остеопат должен исследовать его на предмет происшествий, несчастных случаев, заболеваний и т. д.
Характер.
У ребёнка он может проявляться как совокупность естественных тенденций, определяющих его отношение к жизненным событиям. Это тпкже его темперамент. Существует столько характеров, сколько детей. Одниапатичны, флегматичны, унылые и вялые. Другие – шустрые, беспокойные, драчливые и т. д. Эти тенденции проявляются по-разному, в зависимости от обстоятельств, но объективно определяют общий стиль поведения ребёнка. Характер ребёнка - это его натура.
Интеллект.
Его иногда сложно оценить. Что следует понимать под интеллектом. Может быть, это конкретный ум с большой способностью к наблюдениям? Или же это абстрактный ум со способностью к рассуждениям? Когда перед нами хитрый ребёнок с бегающим взглядом, умеющий выходить сухим из воды из разных положений, не является ли это проявлением практического и деятельного ума? Все формы интеллекта связаны с характером. Иногда их называют даром, когда речь идёт о поэзии, музыке, рисунке и других формах искусства. Зачастую интеллект может запаздывать, когда есть нарушения органического, аффективного и гармонального равновесия. Хорошие условия развития не являются залогом развитого интеллекта. Не это обуславливает уровень интеллекта. Нужно что-то ещё дополнительно для обладания интеллектом. Итак, интеллект у всех разный, в зависимости от каждого конкретного ребёнка.
Интеллектуальный уровень играет важную роль в формировании личности ребёнка. высокий интеллект помогает лучше контактировать с окружающим миром и быть более открытым. Жизнеспособность, находчивость, непринуждённость, ассимиляция создают благоприятные условия для умственной деятельности. Любознательность обеспечивает интерес к окружающей действительности. Интеллект обеспечивает успех или неудачу, которые моделируют личность, повышая или снижая уверенность в себе. Успех способствует эмоции удовольствия. Удовольствие увеличивается, когда звучит похвала, лесть, слава, комплимент. Неудача, наоборот, рождает чувство неудовольствия, ему сопутствуют: тяжесть на душе, неодобрение, наказание.
Влияние среды.
Ребёнок естественно подвергается влияниям со стороны окружающего мира. Это не зависит от него, но оставляет глубокий след в его сознании. Дети, живущие в разных географических зонах, находящиеся в различной профессиональной среде и различных общественных классах. Существенно отличаются друг от друга. Даже если у детей одинаковые характеры и уровни интеллекта, среда окажет своё влияние. Физическое развитие, вкусы, амбиции, идеи будут различаться.
Это убедительно доказывает, что среда проникает в нас, нас трансформирует, изменяя нашу индивидуальность. Образ жизни, образ мысли и вера претерпевают метаморфозы под влиянием среды.
Итак, влияние среды развивает некоторые тенденции в ребёнке и подавляет другие. Меняются потребности. Моделируется система оценки событий в соответствии с обычаями новой среды. Значит, влияние среды постоянно.
Личная история ребёнка.
Это дополнительный элемент, из которого складывается личность ребёнка. личность формируется под влиянием суммирования всех событий, обстоятельств и ситуаций, создающих личный опыт.
Если ребёнок становится свидетелем драматических сцен, он будет потрясён, каков бы ни был его характер и ум.
Ребёнок, гиперзащищённый от всех стрессов, будет более счастливым и свободным. Но есть ещё большое количество событий, которым мы не придаём большого значения, которые проходят мимо нас незамеченными, но для ребёнка перерастают в настоящую драму.
Например, резкое отнятие от груди может быть плохо принято грудным ребёнком и субъективно оценено как наказание или лишение материнской любви.
Важно то, что считает ребёнок в данный момент времени и в данных обстоятельствах. Нужно принимать в расчёт его субъективные чувства, а не то, что происходит на самом деле. Ребёнок трактует по-своему реально происходящее событие. Он приписывает ему таинственное, скрытое значение. Что думает он на самом деле? Вероятно, мы никогда этого не узнаем. Однако, мы будет свидетелями вечернего кошмара. Он написает в постель. Он будет невыносимо плохо себя вести. Все эти реакции будут явно свидетельствовать о проблеме, о трудном конфликте, нарушающем внутреннюю жизнь ребёнка. В таком конкретном случае желательно найти причины проблемы, чтобы избежать усугубления странных реакций и их длительности.
Несколькими штрихами мы обрисовали составляющие личности ребёнка. мазок за мазком и истинный профиль личности обретает ясность.
Ещё юная личность будет наполняться новым содержанием, расцветать под влиянием новых потребностей. Родители, воспитатели, врачи могут до некоторых пор направлять будущее ребёнка и моделировать растущую личность, воздействуя на элементы, её составляющие.
Чтобы вести маленького ребёнка по жизни, полезно задать себе четыре ключевые вопроса:
Каковы его физические возможности?
Каков его характер?
Умён ли он и насколько?
Как он переживает внутри себя происходящие события?
Врач, педагог, преподаватель, психолог и узкий специалист могут ответить на эти вопросы и дать совет. Но именно родители должны вести по настоящему глубокую работу, день за днём, чтобы вырастить гармоничную личность.
Примечания.
Большого труда от детского остеопата требует первая консультация, первый контакт с ребёнком. Врачу нужно сразу же найти подход к нему, чтобы как можно быстрее получить одобрение и согласие на лечение приемами остеопатии.
Характер.
Характерология, т. е. изучение элементов характера и морфопсихологии могут дать терапевту ценные элементы для достижения успеха лечения техниками остеопатии.
Мы остановимся вкратце на некоторых элементах, полезных для лёгкого обнаружения у ребёнка трёх главных составляющих его характера. Это: эмоциональность, активность и отзывчивость.
Характер – это совокупность врождённых предрасположенностей, образующих ментальный скелет индивидуума. (Лё Сэнн). Это отличительный признак личности. Характер определяет его стиль, образ жизни, мысли, чувствований и реакций на обстоятельства и окружающую среду.
Он определяет наше поведение, социальные взаимоотношения, расположение чувств, доминирующие настроения. Он является сутью нашей натуры и делает нас тем, кто мы есть.
Непросто говорить о характере. Но всё же когда приходится говорить о нём, не следует сводить речь к выявлению положительных качеств и недостатков ребёнка. Следует просто понять, что представляет собой характер ребёнка, не давая ему оценку: хорошо или плохо.
Практически, чтобы лучше узнать и оценить ребёнка, нужно наблюдать за его непосредственными реакциями.
Врач может начать оценивать своего юного пациента, как только тот переступит порог его кабинета.
Каковы реакции ребёнка?
Он вздрагивает от неожиданности. Дрожит от испуга. Боится. Бросается к матери. Или спокойно смотрит, что произойдет дальше, а затем продолжает мирно играть.
Обе реакции совершено различны. Они позволяют быстро оценить опытным взором нервную реакцию ребёнка: степень его эмоциональности. Эмоциональный ребёнок в отличи от менее эмоционального имеет более отзывчатую, чувствительную нервную систему, порождающую более интенсивные впечатления. Не нужно путать эмоциональность с нежностью или любовью. Есть эмоциональные дети, не обладающие аффективностью. Есть аффективные, но не эмоциональные дети.
На втором этапе нужно посмотреть, как ведёт себя ребёнок. В зале ожидания он спокоен, он занят, он играет в свои игры. Или напротив, ребёнок беспокоится и не может сосредоточить своего внимания ни на игре, ни на книге, не реагирует на замечания своей мамы. Видно, что он скучает и нервничает. Обе ситуации позволяют увидеть некоторую форму активнсти, которой далее нужно дать оценку, либо после дальнейшего наблюдения за ребёнком в кабинете, либо задав несколько вопросов родителям. Не нужно путать активность ребёнка с возбуждением и послушанием. Подвижность и возбуждение зависят от эмоциональности.
Активность определяется как «сопротивление трудностям». Эмоциональный ребёнок зачастую очень подвижен и возбудим. Активный ребёнок может реализовать свою деятельность в ничем не нарушаемом спокойствии и очень сдержанно. Следовательно, активность это способность к действию. Активный ребёнок живёт, чтобы действовать.
Доктор Лё Сэнн пишет: «Неактивный ребёнок действует против своей воли, насильно, бурча и жалуясь. Он действует, потому что голоден или боится.» На самом деле, спокойный ребёнок – не значит бездеятельный ребёнок. Спокойный ребёнок тоже бесконца может искать, чем заняться. Он может трудиться, даже не будучи увлечённым своей работой. Про такого говорят, что он активный. Он добровольно делает домашнее задание заранее, убирает свои вещи и без ворчания выполняет все свои обязанности, преодолевает трудности.
Неактивный ребёнок избегает любых трудностей, волнуется, беспокоится, тратит много энергии, а если требуемуя от него работа его не интересует, он отказывается её выполнять. Он предаётся мечтаниям и не испытывает потребности что-либо делать.
Уточняя детали поведения и сосредотачивая внимание на размышлениях родителей, легко сделать вывод относительно этих параметров.
Рассмотрим третий этап, позволяющий уточнить адаптацию ребёнка к обстоятельствам и среде. Даже если дети имеют идентичные эмоциональность и активность, их манера поведения различается. В кабинете припервом контакте можно легко опраделить адаптецию ребёнка. несмотря на некоторую совершенно нормальную сдержанность, один ребёнок останется открытым к контакту и легко переживёт ситуацию встречи с врачом, т.к. имеет хорошею способность к адаптеции. После некоторых колебаний он легко отвечает на вопросы. Потом не стесняется рассказывать. Иногда приходится останавливать его словоохотливость. И наоборот: ребёнок трудно адаптирующийся более закрыт, более загадочен, непроницаем и даже таинственен в своей адаптации к обстоятельствам. Этот тип детей труден для оценки, т.к. он не сразу реагирует и менее общителен. Такие дети ставят врача в затруднение, с какой стороны к ним подойти. Главное, определить открыт или закрыт ребёнок по отношению к окружению. Это не сложно сделать. Однако трудно оценить степень его адаптеции к окружающему миру. Ребёнок может чувствовать себя в своей тарелке и прекрасно адаптироваться к миру вещей, но параллельно не подпускать к себе окружающих людей. Другой ребёнок может показаться улыбчивым, вежливым, очаровательным, что свидетельствует о хорошей адаптации, в то время как на самом деле, он любит господствовать, он груб и нетерпелив, что указывает скорее на плохую адаптацию.
Будте внимательны, делая наблюдения, прослушивания, не делайте поспешных выводов, скорополительных заключений и суждений. Потратте время для постепенного изучения каждой клеточки индивидуальности и психологического поведения ребёнка.
Практические анкеты
(Роза Венсан и Р. Мучинелли «Как узнать вашего ребёнка?» издательство Livre de poche encyclopedique)
Чтобы помочь вам лучше распознать характер ребёнка приведём несколько таблиц с сериями вопросов. Эти вопросы следует задать родителям, для уточнения ваших наблюдений за ребёнком.
Таблица 1.
Вопросы для оценки эмоциональности.
1. Легко ли он краснеет или бледнеет?
2. Смеётся он или плачет по пустякам?
3. Выдаёт ли он свою внутреннюю тревогу изменением выражения лица и/или голоса?
4. Вздрагивает ли он часто?
5. Нервничает ли он по пустякам?
6. Обижается ли он на шутки и иронию в свой адрес?
7. Часто ли меняется его настроение: он то весёлый, то грустный, то невыносимый?
8. Обладает ли он живым воображением?
9. Проявляет ли он нетерпение, если что-либо идёт в разрез с его желаниями?
10. Живо ли он реагирует на выпады окружения?
Методика: на вопросы отвечать коротко – да / нет.
Сосчитать количество «да» и «нет».
Результаты:
- Ребёнок не эмоциональный, если вы получили более пяти «нет».
- Ребёнок эмоциональный, если вы получили не менее шести «да».
- Ребёнок гиперэмоциональный, если вы получили 10 «да».
Таблица 2.
Вопросы для оценки активности.
1. Должен ли он сделать большое усилие, чтобы приняться за работу?
2. Разочаровывается ли он заданием, не соответствующим его ожиданиям?
3. Работает ли он с перерывами, нерегулярно, с паузами?
4. Нужно ли его стимулировать для занятий спортом?
5. Является ли он задумчивым, мечтательным, ленивым?
6. Долго ли он раскачивается и размышляет перед тем, как начать работать?
7. Бросает ли он свою работу, если та занимает много времени?
8. Пасует ли он перед трудностями?
9. Предпочитает ли он чтение, а не работу руками?
10. Устаёт ли он физически?
Результаты:
Ребёнок активный, если вы наберёте более пяти «нет».
Ребёнок неактивный, если вы наберёте более пяти «да».
Таблица 3.
Вопросы для оценки адаптации:
Лёгкая (первичная) или трудная (вторичная) адаптация.
1. Легко ли его утешить?
2. Легко ли он поддаётся влиянию?
3. Легко ли он усмиряет свои делания?
4. Быстро ли он забывает, требуется ли повторять с ним одно и то же?
5. Спокоен ли он и беззаботен и легкомысленен?
6. Небрежно ли он относится к своим решениям и обещаниям?
7. Охотно ли он переходит от одного дела к другому?
8. Внезапно ли он сердится и так же внезапно успокаивается?
9. Думает ли он в последний момент о вещах, которые можно было бы предусмотреть заранее7
10. Любит ли он новшества, изменения, оригинальность?
Результаты:
Ребёнок первичен (легко адаптируется) если вы набираете более пяти «да».
Ребёнок вторичен в противоположном случае.
Таблица 4.
Вопросы для оценки настойчивости или уступчивости.
1. На самом ли деле он недисциплинирован?
2. Развит ли в нём дух противоречия?
3. Часто ли он ссорится?
4. Критикует ли он от всего сердца своих приятелей?
5. Презирает ли он тех, кто боится драться?
6. Старается ли он всё время доказывать свою правоту?
7. Сохраняет ли он свойй стиль поведения, даже если он мешает другим?
8. Вспыльчив ли он в беседе?
9. Быть вежливым, приятным и нравиться ему это неприятно?
10. Присущь ли ему вскус к опасности, азарт?
Результат?
Ребёнок, набравший более пяти «да» скорее настойчив.
Ребёнок, набравший менее пяти «да» скорее уступчив.
Таблица 5.
Вопросы для оценки внимательности
(широкой или первичной – узкой или вторичной).
1. Сердится ли ребенок когда прерывают его занятия?
2. Имеет ли он отвращение к непристойностям?
3. Занят ли он скорее деталями, чем общим к чем-либо?
4. Любит ли он играть в одни и те же игры?
5. Лучше ли ему даются одни предметы в школе, по сравнению с другими?
6. Предпочитает ли он строгую и выходную одежду одежде просторной и удобной?
7. Нужна ли ему тишина, когда он занят увлекательным делом?
8. Если у него любымые игрушки?
9. Любит ли он наводить порядок в своих вещях?
10. Точен ли он, когда назначает встречи или когда строит что-либо?
Результаты:
Ребенок имеет узкую внимательность, если вы получите более 5 «ДА».
Ребенок имеет широкую внимательность, если вы получите менее 5 «ДА»
Определение.
Психологи называют узким тот характер , который может сосредоточить свое внимание с наибольшей интенсивностью. Характер, для которого свойственно размытое внимание называется широким.
Итак, практически:
- широкий ребенок открыт множеству вещей, но он не испытывает потребности углубиться в них. Это следующий тип ребенка: любознательный, несобранный, дилетант. Это первичный тип.
- узкий ребенок одновременно занят только одной вещь. Его внимание более сосредоточено, а значит менее расплывчато. Он неподвержен различным влияниям, остается избирательным. Это вторичный тип.
Таблица 6.
Вопросы для оценки общительности или закрытости.
1. Любит ли он одиночество?
2. Активизируется ли он, когда попадает в группу?
3. Любит ли он оказывать услуги другим?
4. С удовольствием ли он одалживает свои вещи?
5. Быстро ли он знакомится с постаронними людьми?
6. Легко ли он заводит новых друзей?
7. Может ли он хранить свои секреты?
8. Легко ли он доверяет другим?
9. Откровенен лди он и доверчив?
10. Любит ли он людей, коллектив, большие семейные обеды?
Результаты:
Ребенок общителен, если вы получили по крайней мере 5 «ДА»
Ребенок замкнут, если вы получили менее 5 «ДА»
Цель.
Цель этих шести таблиц: иметь возможность получения дополнительной информации на первой или следующих консультациях при собирании анамнеза. По необходимост врач выбирает одну или несколько таблиц, уже готовых к использованию, чтобы дополнить их с помощью родителей в ходе лечения. Эти таблицы смогут помочь выиграть драгоценное время и лучше узнать характер и личность маленького пациента.
Морфо-анализ.
Для полноты картины психологического подхода нас должно заинтересовать наблюдение за лицом. Часто говорят, что все черты характера отражаются в чертах лица. Рассмотрим каждый параметр характера для понимания, того как нужно изучать лицо.
Эмоциональность.
Мы обращали ваше внимание, что ребёнок может быть аффективным, не будучи при этом эмоциональным. И наоборот, он может быть эмоциональным, но не аффективным.
С поведенческой точки зрения.
Нужно наблюдать за всеми реакциями ребёнка: удивление, страх, опасность, смех и т. д.
Эмоциональный ребёнок проявит все эти реакции заметным образом: он задрожит, подпрыгнет, закричит, заплачет, застонет, покроется гусиной кожей и т. д. эти проявления могут быть менее заметными: дрожание ресниц, затруднённое дыхание, тахткардия, бледность, румянец и т. д.
Но так бывает не всегда. С виду спокойный ребёнокможет показаться неэмоциональным, в то время как перед вами будет очень эмоциональный ребёнок в состоянии большого волнения. Но в данном случае ребёнок сумел взять себя в руки, т. к. не хочет обнаружить свои чувства.
С морфологической точки зрения:
- Первичный эмоциональный ребёнок раскрывается. Он имеет живой взгляд, подвижное и выразительное лицо. Весь мимический спектр присутствует на его лице, когда он смеётся, гримасничает, морщит нос, прищуривает глаза.
- Вторичный эмоциональный ребёнок замыкается в себе. У него более холодное выражение лица, бесстрастное и закрытое. Способы выражения чувств те же, но они еле заметны. Взгляд глубже, выразительней и проницательней, говорит о интенсивной внутренней жизни.
- Неэмоциональный ребёнок имеет сосредоточенный, спокойный взгляд, выражающий спокойное присутствие. Черты лица неподвижны. Лицо всегда расслаблено.
Итак, в целом, эмоциональность и возбудимость выражены общей утончённостью черт лица: тонкая кость, хрупкие мышцы, узкое лицо, деликатные черты лица.
Неэмоциональность проявляется в более тяжёлых чертах лица, более широкой кости, в объёмной мускулатуре. Всё это делает лицо более массивным с более грубыми чертами лица. По Л. Корману поверхностную чувствительность можно определять по сенсорным рецепторам (нос, рот, глаза). Если ребёнок имеет широкое, тяжёлое лицо, но тонкие сенсорные рецепторы, значит, он обладает живой чувствительностью, которая является поверхностной, не затрагивающей глубины его личности: в глубине души он флегма. И наоборот, ребёнок с тонкими и резко очерченными чертами лица и тонкими рецепторами свидетельствует о глубокой чувствительности.
Активность.
С поведенческой точки зрения.
Эмоциональный человек действует динамично и активно, если он охвачен энтузиазмом и увлечён. В этом случае его деятельность отличается чрезмерной пылкостью, которая мотивирует и динамизирует его. Деятельность длится до тех пор, пока не иссякает его энтузиазм. Деятельность идёт на спад при падении энтузиазма и неудачах. Это очень избирательная деятельность, идёщая в паре с ленью и недобросовестностью по отношению к тому, что неинтересно.
Активный человек ведёт себя по-другому. Он более спокоен, решителен, точен и аккуратен. Для выполнения дела ему не нужны ни стимулы, ни мотивация. Добрая воля и настоятельная потребность действовать, реализовать себя, преодолевать трудности доставляют ему удовольствие при выполнении дела.
С морфо-психологической точки зрения.
Три уровня лица находятся в равновесии (верхний уровень – лоб, виски; средний – нос, скулы, щёки; нижний – нижняя челюсть, подбородок, рот). Равновесие ощущается как в профиль, так и в анфас. Это признаки активной и деятельной натуры.
- И наоборот, лица треугольной формы, прямоугольной, овальной, удлинённой, свидетельствуют скорее о бездеятельности.
- Лица лица квадратной формы или близкой к квадрату говорят в пользу деятельности.
- Активный ребёнок сложен массивно, крепко, сильно, но не тяжело. Неактивный – более тонкий, утончённый, мягкий и хрупкий.
- У активного лицо не расплывчато, а прорисовано и выделено.
Таким образом, активность представляет собой некоторое напряжение с активной экспансией.
Морфологически Л. Корман определяет активность и неактивность (деятельность-бездеятельность) следующим образом:
Активный ребёнок: чётко смоделированное лицо, стенический, без «горькой» складки удручённого состояния. Активный, значит, тонический. Все рецепторы расположены горизонтально (глазные щели, брови, ноздри, ротовые коммиссуры). Чем шире лицо, тем выше тонус. Это признак последовательности.
Неактивный ребёнок: лицу не хватает тонуса, расплывчатые черты лица, удручённое выражение лица. Все рецепторы имеют нисходящие линии. Если к тому же лицо узкое, это признак непоследовательности, невозможности длительного усилия, нехватки запасов энергии.
Адаптация.
С точки зрения поведения.
Ребёнок, который легко адаптируется к обстоятельствам, открыт окружающему миру и всем ситуациям, в которые он попадает. Он живёт настоящим, любит сюрпризы и жизнь в коллективе.
Ребёнок, адаптирующийся с трудом, отличается от предыдущего. Он не обладаеь непосредственностью в чистом виде., т. к. ему необходимо некоторое время для адаптации к неожиданной и новой ситуации. Но он тоже ценит новизну, перемены и сюрпризы. Он с трудом подчиняется мнению и привычкам других людей. Более вдумчивый, замкнутый и закрытый. Он не доверяет другим свои чувства, не делится ими.
Морфологически.
Дилатированный (радующийся) тип, по Сиго и Л. Корману, это самый легко адаптирующийся тип.
Авторы приводят следующее мнение: «когда организм развивается в благоприятной среде, играючи выполняя свои функции, он радуется, расправляется, расширяется, дилатирует. Организм, имеющий дилатированную форму, оладает наиболее лёгкой адаптацией».
И наоборот: «Когда организм развивается в неблагоприятной среде, выполняя в ней свои функции, он сжимается. Ретракция организма свидетельствует о трудностях адаптации».
Осматривая ребёнка, нужно обратить внимание не скелет. В целом, он играет 3 роли: он стимулирует потребности индивида, он является резервуаром для прошлого опыта и информации, он остаётся опорой для имеющихся в индивиде сил.
Дилатация.
Итак, у дилатированных детей всё говорит о том, что его нужды ориентированы на экспансию. Дилатация (расширение) рамок позволяет ребёнку запоминать информацию, связанную с силой и количеством.
Итак:
- Морфологически дилатация проявляется широким плотным строением скелета, с нижним уровнем (лоб, скулы и нижняя челюсть) более объёмным, чем другие.
- Дилатированные рецепторы: большие и открытые, мясистые и массивные.
- Ткани плотные и объёмные, моделирующие округлость черт.
Психологически.
Мы получим два типа реакции:
· Бесчувственность: выражается глубоко флегматичным поведением, постоянством чувств, замедленной реакцией.
· Экспансия: со всеми потребностями, ориентированными на экспансию: потребность в силе (скелет), большая ассимиляция влияний среды (рецепторы), затруднённость реакций (плоть).
Как пишет доктор Л. Корман: «Открытость миру – это достоинство и удел дилатированных, первичных детей, т. е. экстравертов.
Ретракция.
Ретракция скелета указывает на другой восприятие мира и на трудность адаптации. Всё строится на поиске безопасности, на потребности в защите со всеми формами стремления к одиночеству или к желанию быть среди людей.
Ретракция скелета позволяет ребёнку усваивать только проверенные, подтверждённые данные, с гарантией их качества.
Морфологически.
Ретракция наблюдается на уровне скелета и проявляется в хрупком сложении, узкой грудной клетке.
Рецепторы маленькие, закрытые, утончённые («склеенные» ноздри, безгубый рот...).
Худоба, открывающая впалые части тела и тонкая кожа.
Психологически.
Мы получим:
· Гиперчувствительность: с крайней чувствительностью к самым тонким нюансам, со стремлением к качеству в любой вещи.
· Стремление к безопасности и к интеллектуальной, аффективной и материальной защите:
- с потребностью в защите (скелет),
- с осторожными и несмелыми контактами (рецепторы),
- с живыми реакциями и с чувством беззащитности перед трудностями (плоть).
Отсюда: другая адаптация к среде. «Закрытость к миру, но открытость к избранной им среде – это удел ретрактивных, вторичных людей, интравертов» - Л. Корман.
Примечания.
Ребёнок, испытывающий трудности с адаптацией, ничуть не хуже других. Это всего лишь особенность его характера.
Ошибочно считать, что дилатированный тип имеет большие потребности, чем ретрактированный. В обоих случаях дилатация и ретракция не связаны с понятиями качества и значения. Недаром гласит пословица: мал золотник, да дорог.
Не будем останавливаться на более подробном морфо – психологическом анализе лиц и к наблюдениям.
Подумаем о том, что может быть нам полезно и облегчит подход к ребёнку в отношениях врача - пациент. Если читатель найдёт здесь несколько полезных советом или если он захочет более подробно остановиться на этой теме, он сможет обратиться к приведённому здесь списку литературы.
Вернёмся к теме.
Хейманс и Лё Сэнн изучали характер на основе таких составляющих как эмоциональность и активность, и на факторах резонанса.
Резонанс.
Резонанс (по Отто Гроссу и Лё Сенну) – это особое свойство мозговых клеток. Это фактор времени и продолжительности между возбудителем и ответом со стороны клеток.
Когда действие совершается по короткой цепи, ответ приходит незамедлительно. Это первичный резонанс, свойственный первому движению.
Когда действие совершается по длинной цепи, ответ запаздывает, возникает торможение. Это вторичный резонанс.
В зависимости от резонанса можно говорить о двух противоположных типах детей.
Первичный.
Хорошо адаптируется к среде. Ребёнок быстро осваивается в кабинете врача и охотно отвечает на его вопросы.
Этот тип можно ассимилировать ( по классификации Юнга) с экстравертом, ориентация личности которого обращена кнаружи, в окружающую среду.
Основные характеристики экстравертов – это тенденции к внешнему проявлению чувств и мыслей. Они со всеми «на ты». Любезные, щедрые, сердечные. Общительные.
Вторичный.
Ему неуютно в новом месте. Он смущается в кабинете в присутствии врача, особенно если надо ответить на его вопросы и выслушать его доводы. Ему надо больше времени на всё, т. е. он живёт в более длительном ритме. У него разум преобладает над сердцем. Отсюда на первых порах мало или совсем отсутствует непосредственность в общении.
Этот тип ассимилируется с юнговским интравертом, живущим внутри самого себя и отдаляющимся от окружающего мира. Это ребёнок, погружённый в свой внутренний мир, малообщительный, пугающийся контактов с незнакомыми людьми, избегающий общения с ними. Отсюда маленький опыт общения, много трудностей с проявлением чувств и мыслей. Он не очень хорошо владеет словом, тяжёл на подъём, с трудом выражает свои ощущения.
Стр. 169.
Основные черты характера ребёнка.
Широкий (дилатированный) тонический.
Узкий (ретрактированный) латеральный. Узкий фронтальный.
Широкий атоничный.
В форме АР
Узкий
В форме АS
Эмоциональный первичный реагирующий
Неэмоциональный
Эмоциональный вторичный
Эмоциональный вторичный
Неэмоциональный
Эмоциональный первичный
Неэмоциональный
Неактивный, неэмоциональный вторичный
Активный
Эмоциональный активный
Неэмоциональный неактивный.
С помощью вышеназванных трёх параметров и наблюдая за ребёнком, за его общением с врачом и родителями, за его лицом, и изучив анкету, заполненную его родителями, можно определить тип ребёнка по классификации Лё Сэнны и Хейманса:
Первичный= нервный = N
1. Чисто эмоциональные и сензитивные: Е – nA
Вторич.=сентиментальн.=St
Первичный=сангвиник=Sg
2. Чисто актиыные: A –nE
Вторичный=флегматик=F
Первичный=холерик=С
3. сензитивно-активные: Е – А
Вторичный=увлекающийся=Р
Первичн.=аморфный лимфатич.=Am
4. Аморфный или спокойные: nE-nA
Вторичный=апатичный=Ap
Все характеры образованы двумя параметрами: чувствительностью и активностью. Параметры влияют друг на друга.
Эмоциональные.
У чисто сензитивных эмоциональность – это доминирующее качество. Оно превалирует. Именно таким образом воспринимает ребёнок все влияния от окружающей среды и все события. У него аффективный ритм активности. Он всё время меняется, он фантазёр. Действие не компенсирует его возбуждение и его последствия. Чтобы действовать, ему требуется стимул. Ритм активности неравномерный, прерывистый, рваный.
В кабинете на консультации у остеопата.
В практической врачебной деятельности с таким типом детей нужно быть мягким, если говорить об остеопатическом подходе на первом сеансе. Нужно учиться терпению, потратить некоторое время на установку плодотворного контакта с ним. Общение с ним – это важный этап, влияющий на дальнейший ход консультации.
После фазы наблюдения и контакта полезно начать с мягких техник. Нужно пообещать ему быть деликатным и не делать ему больно. Нужно завоевать его доверие. Когда его чувство по отношению ко всему просходящему сформируется, можно будет работать прямыми манёврами, если потребуется.
Эмоциональный ребёнок, обладающий некоторой флегматичностью и расслабленностью, наблюдателен. Он больше, чем другие, учитывает атмосферу и реакции окружающей среды. Он легко делится с родителями своей озабоченностью, страхами и тревогами. Родители, обеспокоенные его состоянием, заражают его своей обеспокоенностью и увеличивают его страхи. Создаётся порочный круг. Родители встревожены, потому что встревожен ребёнок, а ребёнок боится, читая тревогу на лицах родителей. У ребёнка может возникнуть панический страх, который создаст истинную баррикаду между врачом и ребёнком, врач не сможет практиковать. Ребёнок не захочет терпеливо переносить сеанс из-за своих страхов и неправильно истолкованного опыта. Врачу следует соблюдать две предосторожности:
- Нужно успокоить родителей, объяснив ход происходящего, чтобы те в свою очередь своим спокойным и безмятежным видом действовали успокаивающе ребёнка.
- Нужно оставаться хозяином положения, всем своим видом убеждая в своей компетенции и профессионализме. В противном случае эмоциональный и гиперэмоциональный ребёнок и его родители почувствуют вашу неуверенность и неумение справиться с собой. Не забудьте, что эмоция будит впечатлительность и чувствительность в людях. Такой тип детей, у которых эмоциональность преобладает над активностью, слушает, предчувствует, опасается, ожидает, впадает в экзальтацию, радуется и огорчается, и всё одновременно, в зависимости от обстоятельств. Чувства преобладает над всеми мыслями и поступками. Нужно отдавать себе в этом отчёт, когда впервые принимаешь такого ребёнка в своём кабинете.
Морфологически (по Корману).
Такие дети имеют тонкую шею. Их лица скорее удлинённые, чем широкие. Кость тонкая и хрупкая. Подбородок и нос чаще всего заострены. Черты лица, кожа тонкие и деликатные. Рецепторы (нос, рот, глаза) тоже тонкие (тонкие губы, деликатный носик).
Если ребёнок скорее первичный или экстраверт: Е-nA-P.
Он имеет угловатый профиль с покатым лбом и подбородком (латеральная ретракция). Он имеет открывающиеся и выступающие рецепторы: открытый и широкий рот, приоткрытые губы, зубы видны. Вздёрнутый носик. Меняющееся выражение лица. Именно такие дети максимально открыты к окружающему миру. Им это необходимо, чтобы жить и реализовать себя.
Если ребёнок скорее вторичный или интроверт: У-nA-S.
Он имеет прямой профиль, т. е. лоб в ретракции, с прямым или выступающим вперёд подбородком. Его рецепторы маленькие, более или менее закрытые, защизённые. Например: узкий рот с сомкнутыми губами, плоские щёки, орлиный нос, прижатые и прикрытые ноздри, глубоко посаженные глаза под лобной костью, узкие брови с изломом, близко расположенные друг к другу. Всё свидетельствует о малой экспрессивной подвижности лица.
Откроем скобки, чтобы напомнить некоторые важные пункты морфо-психо-анализа. Три положения по Фрейду можно резюмировать коротко в трёх терминах, которые мы для краткости определим: ЭТО, Я, СВЕРХ-Я.
ЭТО.
Этот термин обозначает совокупность тенденций, ориентирующих некоторые наши действия. ЭТО ни морально, ни аморально, оно не заботится о социальных, моральных, этических, сексуальных приличиях.
Его роль.
Как можно быстрее удовлетворить чисто эгоистические, как органические так и психологические, потребности, называемые импульсами:
- импульсы, связанные с усвоением интеллектуальной, аффективной и физической «пищи»;
- импульсы, свяханные с выделением, выражающиеся в форме тенденции к стремлению попасть в избранную среду и спрятаться от опасности;
- импульсы, связанные с продукцией, т. е. имеющие тенденцию к творчеству, к социальному, аффективному и интеллектуальному самовыражению.
Здесь уместно вспомнить о понятии «удовольствия». Когда появляется импульсивная потребность ЭТОГО, свидетельствующая об органической потребности, она влечёт за собой мучительное и неприятное напряжение в теле: неудовольствие. Когда требование ЭТОГО удовлетворено с помощью Я, которое смогло понять, найти, усвоить требуемую пищу, тогда уменьшается начальное напряжение. Тело ощущает подавление напряжения в форме удовольствия.
Морфологически (по Блонделю).
ЭТО соответствует следующему типу лица, включая три уровня перцепции:
- лобные бугры: как признак памяти на символы и на абстрактные явления;
- скулы: признак памяти о пережитом, об аффектах, чувствах, эмоциях;
- нижняя челюсть: кинестезическая память мышц, осязания, сексуальных отношений и т д.
Моделирование мягких тканей также подстраивается под ЭТО.
Я.
Я представляет индивидуума в его специфике и особенностях. Итак, это собственная личность чаловека.
Я медленно структурируется и становится зрелым по мере приобретения жизненного опыта. Развитие Я происходит через необходимое и обязательное узнавание, обучение, обеспечивающее ему наибольшую эффективность в удовлетворении личных потребностей. Это его главная роль.
Чтобы достичь своей цели, ему нужно:
- энергия, которую он черпает в ЭТО;
- система для перцепции среды, т. е. совокупность пяти чувств обеспечивает получений различных сведений, информирующих Я, и предупреждающих его об опасности;
- инструмент для созревания и действия; это интеллектуальные, социальные и физические наклонности (морфологически: лоб, челюсть).
Их роль определяется так:
Я должно собирать и ограничивать требования ЭТОГО, оно также должно удовлетворять личную потребность в:
- стремлении к источникам импульсного удовлетворения;
- в запоминании, насколько возможно, источника удовольствия и опасности;
- развитии склонности, обеспечивающей наилучший поиск удовлетворения;
- мобилизации поведения, ведущего к удовлетворению;
- избежании всех опасностей, первым из которых будет исключение из среды (лишение пищи..).
Морфологически (по Блонделю).
“Я” соответствует рецепторам. Глядя на рецепторы ребёнка, можно судить о том, каким способом ему (“Я”) удаётся играть свою роль и удовлетворять, во что бы то ни стало, импульсную потребность ЭТОГО, выраженному внешним обликом.
Морфологически такие рецепторы как глаза получают из среды звуки, цвета, формы и нервами воспринимают в синтезе состояние тела. Нос воспринимает запахи и атмосферу среды. Через нервы он собирает всю информацию, имеющуюся в теле, говорящую о его состоянии. Рот получает из вне всё то, что можно пальпировать, а изнутри ощущение всего того, что связано с пищеварительной системой.
СВЕРХ-Я.
С нравственной точки зрения СВЕРХ-Я не выше Я, на самом деле оно всё-таки выше. Фрейд говорит, что СВЕРХ-Я является продуктом социального прессинга, который вынуждает Я подчиняться условностям.
СВЕРХ-Я и Я, подавленные воспитанием, приводят в действие, когда активизируются, все запреты которые они влачат на себе. Это настоящая таможня и жандармерия в подсознании личности.
Их роль.
- Запоминать все критерии опасности.
- Запоминать все запреты, идеалы, модели.
Морфологически (по Блонделю).
Это значит, что:
Если рецепторы имеют большую степень дилатации, нормы среды проникают без фильтра и критики, проще актуализируясь, т. к. контакты со средой происходят в открытой форме, экспансивно и обильно (дилатация рецепторов).
Если рецепторы имеют большую степень ретракции, нормы среды вначале подвергаются критике, коррекции и анализу, а потом только проникают внутрь, да и то в искажённом виде. Но эти нормы более стабильны и постоянны в своей актуализации.
Каков бы ни был объём лица и рецепторов, индивид, живущий в обществе интегрирует его нормы и проавила: следовательно, он обладает СВЕРХ-Я. Интеграция норм может осуществляться:
- легко – если тип лица ретракционный (это говорит о безопасности в нормах),
- с трудом – если сильный тип лица или латеральная ретракция.