Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 341-360).
I. – Краниальное моделирование.
В заключении этой главы несколько фотографий детей, прошедших курс общей и краниальной остеопатии.
В этих случаях необходимость моделирования черепа стояла особенно остро. После различных краниальных коррекций можно (примерно до 5 лет) моделировать структуру, соблюдая ритм структуры и находясь всё время немного ниже точки равновесия натяжения мембран, обеспечивая таким образом моделирование и коррекцию.
Сообщить гармонию форме и структуре путём моделирования, дать ребёнку красивый череп – это всегда ценно, если это возможно.
Наша первостепенная цель – динамика, мобильность. Наша вторичная цель у грудного ребёнка остаётся всё той же: эстетика форм черепа, лица и головы.
Всё во всём. Когда освобождаещь структуры, внутренние жизненные силы тела моделируют структуры изнутри. Итак, действие остеопата основывается на умении прослушивать и направлять эти силы на эстетические цели.
Стр. 394.
Фото 1. До краниального лечения приемами остеопатии. Фото 2. После краниального остеопатического лечения.
Фото 3. До лечения. Фото 4. После 4 сеансов краниального лечения.
Краниальная остеопатия моделирует лицо и открывает к жизни.
Стр. 395.
До краниального остеопатического лечения.
Фото 1. Ребёнок не преодолевает силу тяжести. Атоничный. Грустные и маловыразительные глаза.
Фото 2. Обвислые ткани. Лимфатический.
После краниального лечения.
Фото 3. Ребёнок раскрылся для жизни. Он в тонусе. Живые и выразительные глаза.
Фото 4. Ткани в тонусе. Он становится активным. Об этом говорит посадка его головы. Он в прекрасной форме!
Форма черепа, гармоничное расположение рецепторов, их симметрия красноречиво свидетельствуют как о состоянии, так и о подвижности черепа и ниже лежащих структур тела.
Целостность мобильной и пластичной структуры, гармония функций в совокупности с эстетикой форм, стеничность тела можно обрести вновь. Они идёт в одном единственном направлении: в сторону здоровья.
VI.- Психо-соматические нарушения.
Большое число детей, консультирующихся у нас, можно отнести, не боясь ошибиться, к «проблемным детям». В целом их рост сопровождается небольшими инцидентами разного характера.
К таким детям относятся вялые, апатичные, астенические, холеричные, дерзкие, агрессивные дети, дети с трудом засыпающие и часто просыпающиеся.
В плане характера это нестабильные, не чувствующие себя в безопасности, неуверенные дети. Трудные, зачастую невыносимые, страдающиеся невозможностью адаптироваться к семейной и школьной обстановке. Всё это выражается в возбуждении или апатии, усталости, бессонице, страхе, подавленности, нервном и эмоциональном напряжении, гиперчувствительности и т. д.
Мы знаем, что каждый ребёнок индивидуально реагирует на эмоциональное влияние со стороны среды. Он реагирует с помощью своей психо-аффективной клавиатуры и в зависимости от субъективных ощущений.
Стресс, каким бы раздражающим ни был, вызывает у него нервное напряжение. Он воспринимается ребёнком как возбуждающее беспокойство симпатической системы и провоцирует выброс адреналина. (Это состояние тревоги перед лицом опастностей, описанное Канноном).
Итак, ести две возможности: нападение или бегство. Эти оба состояния приводят к увеличению глицемии, сердечного и дыхательного ритмов с параллельным повышением холецирина крови, жирных кислот и коагуляции.
Весь этот механизм полезен, т. к. он готовит ребёнка к чрезмерному, интенсивному и внезапному усилию. Первоначально этим элементарным реакциям тревоги предшествовал теленцефал.
Сегодня у современного человека компьютер сознания находится в верхнем мозге. Кушинг (Cushing) пишет: «Там, в этой маленькой и архаической срединной зоне мозга, которая умещается под ногтем большого пальца, прячется главная пружина аффективной и инстинктивной жизни, которую человек постарался замаскировать одеждами, как дерево корой, кортексом ингибиции.»
Итак, сегодня современный человек и его потомство постоянно подвергаются многочисленным и разнообразным стрессам, которые постоянно поддерживают эти состояния тревоги. Таким образом, хроническое беспокойство, состояния нервного напряжения, эмоциональные встряски внедряются в нас с преувеличенной и тревожащей частотой. Комфорт, отсутствие физических упражнений, ненормально бестолковая жизнь города, «города-спальни», изоляция, шумы, сутолока, лифты, автомобили, отсутствие мотивации, смысла жизни, интегрпции внеё и обменов, сидячий образ жизни и сверхвозбудимость способствуют и развивают все стрессы. Вся эта анахроническая механика, порождённая мутацией общества потребления на высшем пике своего развития обеспечивает соматизацию всех этих последствий, вызывая психо-соматические нарушения.
Повторяемость и суммирование всей вышеназванных факторов агрессии способствуют поддержанию данного травматического состояния, элемента, загружающего человека усталостью и само-разрушением.
На самом деле биологический человек не адаптировался к своей новой среде. Доктор Давид Хамбург, знаменитый психиатр, сказал: «В наши дни человеческий организм заставляет себя делать физические упражнения, но это даёт ему в конце концов очень мало, если не сказать совсем ничего. Ведь это подготовка к действию без самого действия. Он готовится к действию, не действуя».
А значит, в этом случае накапливаются факторы стресса и их последствия. При этом дренаж не так хорош, как это было бы нужно. Отсюда отложения холестирина и жирных кислот на артериях и постоянные выбросы адреналина и нарадреналина, провоцирующие процесс атеросклероза (сердечно-сосудистые болезни++).
Тело компенсирует, увеличивая парасимпатический тонус, который ингибирует симпатическое гиперзозбуждение, не устранённое действием. В поиске равновесия такие различные ортосимпатические реакции повторяются и со временем порождают психо-соматические нарушения, проявляющиеся в первую очередь в пищеварительной, лёгочной и сердечно-сосудистой сферах.
Попробуем проникнуть в психо-соматические механизмы. Мишиэлли (Muchielli) предлагает 5 таких механизмов.
1) Преобладание тесной связи:
Такое преобладание тесной связи между психо-соматической болезнью иособенностью личности больного означает, что конституция предрасполагает к тому или иному типу заболевания.
2) Наличие явления конверсии.
Психоаналитики говорят, что некоторые импульсы, загнанные в подсознание, могут превратиться в физическое заболевание. Эта конверсия осуществляется посредством нервной церебро-спинальной системы на уровне произвольной мускулатуры. Но нейро-вегетативная система может также вмешаться:
- если доминирует симпатическая система: со своим химическим медиатором, то есть адреналином, мы получим блокирование и перегрузку механизмов борьбы, которая проявится головными болями, повышением артериального давления, гиперактивностью щитовидной железы, сердечными неврозами, диабетом, артритами, синкопами из-за расширения мозговых сосудов, бессонницей;
- если доминирует парасимпатическая система: система репарации, исправления, анаболизма, с ацетилхолином в качестве химического медиатора, мы получим блокирование и перегрузку механизмов «сдерживания». Запоры и вторичные диареи, колиты. язвенные колиты, язва желудка, двенадцатиперстной кишки, астма, астения, гиперсонливость будут симптомами и следствием;
3)Регрессия по Фрейду.
Ещё раз вспомним о ней со всеми её стадиями, изученными ранее:
- оральная стадия (удовлетворение, отказ от голода в пользу материнской груди),
- анальная стадия (выделение, противопоставленное поглощению),
- фаллическая стадия (открытие сексуальности, Эдипов комплекс).
Регрессия означает возвращение к инфантильному способу выражения. Например: рвота по утрам как повод, чтобы не ходить в школу.
4)Недостаточная адаптация.
Она проявляется чаще всего с самого раннего детства и зависит от субъективного восприятия конфликта или от степени аффективности отца или матери.
5)Кортико-висцеральное соотношение в поведенческой структуре.
Это проявление эмоциональных нарушений на уровне органов через явление конверсии (возврата). Зачастую они обуславливаются различными врождёнными характеристиками и унаследованной конституцией.
Другие выражают свои эмоциональные нарушения через поведение.
Примечания и наблюдения остеопатического плана.
Все это доказывает, что единство тела и духа на самом деле существует и неразрывно. Имеется взаимовлияние реакций этих двух биномов.
Мы также понимаем, что любой фактор стресса действует на всех уровнях человеческого существа, как в соматическом, так и в висцеральном и психическом плане. Реакция организма характеризуется эндокраниальными изменениями, тесно переплетенными между собой. Эти реакции включают в свою игру гипоталамус (центр эмоций) и гипофиз с надпочечниками (реактивный центр) (см. Таблицу 1 и 2 по Александеру).
Сам же адреналин секретируется на уровне медулярно-надпочечных желез и на уровне окончаний волокон симпатической нервной системы.
Таким образом, адреналин отвечает на любую агрессию среды через вброс адреналина, что увеличивает возбудимость которая, в свою очередь, увеличивает секрессию гармона. Следовательно, гипервозбудимость провоцирует эндокринные дисфункции, поддерживающие состояние возбудимости. И так без конца.
Системы регулировки и дренажа пресыщаются, нарушается гомеостаз тела, появляются поражения ... . (Адреналин прячет усталость, увеличивая потребление энергии. Он вызывает бессонницу.).
Мы знаем, что тело (всё в совокупности) находится в состоянии тревоги, пытается адаптироваться, задействует механизмы защиты. Они проявляются на различных уровнях:
- на париетальном уровне реакции проявляются через особую соматизацию тела в пространстве в соответствии с собственной схемой адаптации индивида. Через предпочтительный выбор некоторых миотенсивных путей в зависимости от биотипа и висцеро-психических параметров. Например: передний и задний типы Литлла Джона; мышечные цепи Годльева Дени (Godelieve Struyf-Denys); конституция и т.д.;
- на висцеральном уровне через висцеро-париетальную соматизацию тела в пространстве, проявляющуюся, например, висеральным птозом с париетальными адаптативными последствиями (у детей). Например: гипертрофия печени вызывает птоз, действующий на колическое закрытие, дилатацию слепой кишки и компрессию нижележащих благородных элементов (бедренный нерв, широкая связка, яичники) с париетальным влиянием и с остеопатическими поражениями на уровне , L2, L3, L4 c преобладанием лево-левого или право-правого крестца, в зависимости от случая. Энтероптоз и астения и т.д;
- в поведенческом плане: через физическую соматизацию жизненного опыта, проявляющуюся висцеральными болями или болями в позвоночнике (затылок +++, поясница ++, крестец +++).
Остеопат считает, что человек обладает всем тем, что нужно для саморегуляции, самозащты и лечения. Эти средства способны дать ему жизненной равновесие, обеспечивающее насыщенную и эффективную деятельность , хзащищенную от серьезных дисфункций. Остеопатическая медицина в своих границах прекрасно справляется с различными психо-соматическими или «функциональными» нарушениями.
Учитывая три фундаментальных параметра , составляющих целостность человека, мы в процессе нашего остеопатического лечения будем уделять особое внимание оси вмешательства, не пренебрегая двумя другими параметрами. Остеопат действует более специфически на том направлении, на котором он желает быть более эффективным: он выбирает соматическую, висцеральную или поведенческую ось воздействия. В психо-соматической медицине в настоящее время допускают следующие причинно-следственные отношения:
- психологические нарушения,
- функциональные нарушения,
- болезни на уровне клетки,
- структуральные проблемы.
Учитывая взаимодействие между тремя параметрами: структура-функция-психика, нам трудно принять эту теорию не добавив к ней некоторые корректирующие штрихи.
Сам Гиппократ писал: «Человек не заболевает вдруг и сразу. Причины накапливаются до того, как проявляются болезнетворные результаты».
В настоящее время именно хронические болезни распространены во всех слоях общества. Традиционная медицина добилась больших успехов на уровне экзогенных болезней, но её успехи не так очевидны при лечении эндогенных заболеваний.
Именно на этой профилактической стадии оперирует остеопатия, борясь с этим типом дисфункций.
Американский остеопатический исследователь Штиглиц сказал: « Все хронические болезни начинаются без симптомов и могут перейти на очень продвинутую стадию до того, как субъективные и достаточно интенсивные боли дадут о себе знать и заставят пациента обратиться к терапевтической помощи. Итак, именно остеопаты должны уметь устранять молчащие проблемы, которые носит в себе человек. Не следует ждать чтобы поражение стало очевидным, чтобы начинать его лечить».
Эта реплика заслуживает размышлений. Она имеет капитальное значение для прослушивания и подхода к ребенку на стадии потери равновесия. Анамнез, добросовестный сомато-висцеральный остеопатический осмотр и умное планирование первого сеанса, станут конструктивными элементами, способствующими пониманию явлений дисфункции.
Вернемся к уже цитированному:
- психологические нарушения =
- функциональные нарушения =
- болезни на уровне клетки =
- структуральные проблемы.
Логично было бы предложить другую хронологию:
1-2 структуральные проблемы,
2-1 висцеральные нарушения,
3 болезни на уровне клетки,
4 функциональные нарушения,
5 психологические нарушения.
Здесь приоритеты расставлены с точки зрения остеопатии, а главное состоит вот в чем:
1. Организм может сопротивляться и защищать себя от всех болезнетворных влияний.
2. Любая анормальная структура или функция одной части тела влияет на другие части. В этом состоит неделимое единство тела, целостное с функциональной точки зрения.
3. Организм человека предрасположен к анатомическим и функциональным нарушениям своих артикуляций.
4. Поскольку механические нарушения неблагоприятно влияют на структуру и функцию соседних и удаленных частей тела, они вызывают патологические процессы.
5. Поражения прозвоночного столба вызывают дистанционные дисфункции и нарушения висцеральных и анатомических функций.
6. Можно обнаружить поражение через его проявление.
7. Поражение создает и поддерживает порочный круг процесса патологического раздражения, ослабляющего защитные свойства живого организма.
8. Нужно исправлять или улучшать остеопатическое поражение путем маневров нормализации и саморегуляции.
9. Поражение может присутствовать более или менее долго, не давая симптомов.
10. Коррекция поражения прерывает порочный круг . за ней следует регресс, улучшение или уничтожение патологического процесса. Она обеспечивает действие защитных механизмов и гомеостаза тела.
Практически:
Вышеприведенные десять указаний Стилла подтверждают пользу и абсолютную необходимость искать, находить и исправлять любое висцеральное или структуральное поражение. Только работая на структуре или органе можно вернуть им их подвижность, хороший дренаж, улучшить обменные процессы. Таким образом мы улучшим конституцию ребенка. Наше действие и работа самого тела смогут уравновесить его защитные резервы. Когда тело хорошо функционирует, если оно способно лечить само себя, управлять своим гомеостазом, тогда психика сможет лучше интегрировать события и в свою очередь улучшится, восстановится. Это особенно верно, если поражение на уровне духа и разума не слишком значительно. Все мы знаем, что человек освобождается от аффектов как через тело, так и через слово. Разве конфликты и состояние удовлетворения не выражаются через тело? Психо-соматические нарушения, не являются ли они невербализованным выражением некоторых проблем? Разве построение схемы тела не меняется от рождения? Разве тело не является символом своего «Я»? Из всего этого можно заключить, что тело это продукт приобретенного опыта, наследственности и общества.
Понятие телесной схемы – это важная основа лечения наших маленких детей, страдающих легкими психо-соматическими проблемами.
Наш морфологический глаз и наша умная рука будут искать любые ассимметрии, любые блокированные зоны, любые мышечные напряжения,любые потери подвижности, любые жтдкостные, фасциальные и дыхательные ограничения, чтобы исправить их, уважая стуктуру и учитывая, как принимается ваше лечение телом пациента.
Остеопатия вмешивается на уровне:
· Торакальном или костальном, влияя на дыхание, венозный и лимфатический помпаж, моделирование грудной клетки.
· Ребер и лопаток, нормализуя поражения и моделируя.
· Поясницы и крестца и на механические восходящие и нисходящие продолжения, уделяя особое внимание стопам. Стопа это фундамент, также контакт с землей и небом.
· Органическом, вновь интегрируя висцеро-соматический и психический уровень ребенка, прослушивая его тело, открывая сокрытые от нас стороны его организма.
· Дорсальном. Особое внимание уделить D1 – D6. Это неблагодарная зона Десамбучи ( DE SAMBUCY ) или привилегированная зона парието-соматических и психо-соматических нагрузок или зона – дортуар, где дремлют стрессы, где накапливаются продукты значительных эмоциональных нагрузок или плохо интегрированная, фиксированная, неподвижная, болезненная, холодная, спазмированная, забытая и т.д. зона.
· Краниальном. Здесь остеопатия привносит совершенно специфическую помощь на уровне психической сферы, путем коррекции и улучшения дренажа цефалической сферы.
· На уровне диеты и гигиены. Они необходимы для обретения равновесия. Доктор Пауль Картон дает пояснение в следующих терминах: “ Состояние человека – это отражение питания, которое им поглащается. Слишком острые , слишком токсичные, слишком кислые и раздражающие продукты это факторы деградации жизненных сил, факторы деминерализации и инфекционной рецептивности”.
· На уровне советов. Надо оказать родителям и их детям психологическую, психиатрическую или психо-аналитическую помощь, посоветовав обратиться к специалисту.
Сомато-эмоциональные техники доктора Упледжера служат огромную службу в этих конкретных случаях.
Вот таким образом общая и краниальная остеопатия могут значительно помочь детям в решении их проблем.
После нескольких правильно спланированных сеансов здоровье улучшается , возвращается форма, меняется выражение лица, начинают блестеть глаза. Меняется поведение. Они открываются на встречу жизни доставляя тем самым огроиное удовольствие и удовлетворение родителям и всем тем, кто их окружает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЗАВЕРШИМ ДАННУЮ КЛИНИЧЕСКУЮ ГЛАвУ:
В ПРАКТИЧЕСКОМ плане: запомним три фундаментальные понятия:
1) точность при вмешательстве должна стать правилом при работе с новорождённым и ребёнком до 5 лет, когда существует множество симптомов как следствие падений, ушибов или трудных родов.
2) поиск подвижности структур.
3) Соблюдение фундаментальных принципов остеопатии как медицины, а не как набора различных техник, без соблюдения единства тела и уважения его реальных потребностей.
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ плане:
4) отнесёмся с уважением к тревогам и опасениям ребёнка, т. к. они являются в каком – то смысле идеей “фикс” их сознания. Философ Кьеркегор (Kierkegaard) писал, что тревоги выражают некоторое «проявление свободы». Научимся направлять это чувство, а не подавлять его.
5) Но вместе с тем, осознаем и сумеем выявить постоянную и патологическую тревогу, связанную чаще всего с наличием в психике неосознанных, подсознательных конфликтов. Они вызывают орто-парасимпатические реакции, приводящие со временем к соматическим, органическим, психическим и гемодинамическим нарушениям. В этом случае мы начинаем действовать, дополняя традиционную медицину.
В КРАНИАЛЬНОМ плане:
6) пластичный череп – это залог здоровья. В принципе, это значит, что ребёнок в равновесии. Он в ладах со своим телом. У него хорошее здоровье, его психика гармонична и открыта.
7) Непластичный череп говорит о потере витальности и равновесия на различных сомато-висцеро-психических уровнях. Это первый посланец, объявляющий о латентном поражении, которое со временем может агравироваться, если не вмешается остеопатия.
8) «Спрессованный» череп даёт картину страдающей структуры, которая в свою очередь нарушает гомеостаз некоторых систем регуляции, что приводит к дисфункциям и патологиям.
III – ПРАКТИКА
А) ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ
Б) ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Глава 20.
Введение в краниальное лечение новорождённых.
Позвольте нам посвятить эту главу доктору остеопатии Виоле Фрайман - директору «Детского остеопатического центра» в Калифорнии и поблагодарить её за советы.
Эта глава представляет собой пережитый опыт и исследования, проведённые нашими учителями в этой области.
В своей больнице доктор Фрайман и её исследовательский коллектив провели многочисленные опыты по изучению новорожденных и детей. Нам кажется важным донести до вас основные параметры этого опыта.
Доктор Виола Фрайман в своей работе «Связь между нарушениями краниального механизма и симпотоматикой новорожденного» исследовала 1250 новорождённых, непосредственно после родов, т.е. в течение пяти первых дней их жизни. Недоношенные были обследованы после выписки из карантина.
Все условия рождения, в том числе и со стороны матери, были записаны. В этом исследовании нет ни одного ребёнка, у которого не хватало бы каких-либо данных о рождении.
1. Число родов
Этот показатель учитывает количество женщин, перенёсших аборт, выкидыш или мёртворождение. В этой группе:
- 33% первородящих,
- 67 % повторнородящих.
2. Продолжительность родов
Различают три категории:
а) короткие роды: менее 6 часов…………………………………..32% случаев,
б) роды средней продолжительности: от 6 до 12 часов ………36% случаев,
в) долгие роды: 12 часов или дольше ……………………………32% случаев.
3. Вес при рождении
Новорожденные пожелены на крупных, средних и мелких, в зависимости от веса.
а) мелкие: с весом от 2,7 кг…………………………………………………….10%,
б) средние: с весом между 2,7 и 3,6 кг……………………………………….64%,
в) крупные: с максимальным весом 3,6 кг…………………………………...26%.
1. Предлежание
- 79% переднее затылочное (левого или правого),
- 5% тазовое,
- 16%, боковое, заднее-затылочное, лицевое или поперечное предлежание.
2. Вид анестезии
а) спинномозговая или корешковая анестезия……………………………67%,
б) ингаляционный наркоз………………………………………………………27%.
Оставшиеся 6% представлены:
- 12 родов естественным путём без анестезии или анальгезии,
- 37 случаев использования местной анестезии,
- 27 случаев с использованием эфира в момент жестоких схваток или в момент выхода головки.
6. Путь рождения
- самостоятельно………………………………………………………………..33%,
- с использованием щипцов…………………………………………………...63%,
- через кесарево сечение ………………………………………………………4%.
Статистика
Вот выводы на основе статистического исследования в этой работе:
- только 12% детей имеют свободный череп без симптомов;
- 82% детей имеют проблемы на уровне черепа, но не имеют симптомов.
Среди детей без симптомов:
- 39% имеют свободное движение затылочной кости,
- 18% имеют свободный и подвижный СБС.
И, наконец, среди возбуждённых детей:
- 95% имеют поражение затылка и могут быть вылечены.
Комментарии
Теперь рассмотрим выводы доктора Фрайман:
1) «Кажется, что серьёзные и заметные травмы головки получают 10% детей либо перед, либо во время родов».
2) «Суставные мембранозные натяжения, замеченные остеопатом, имеющим опыт в краниальной области, могут быть исправлены в 78% случаев. Хотя 9 детей из 10 будут иметь поражение».
3) «Ничтожное количество детей рождается без натяжений или травм черепа».
Позже доктор Фрайман заинтересовалась другим исследованием. Оно проводилось на 100 детях от 5 до 14 лет, имеющих проблемы в школе или нарушения поведения. Вот результаты этого исследования. Они выявляют черепной травматизм во время родов.
1) Анамнез показывает, что 79 детей перенесли длительные и трудные роды и имели многочисленные схожие симптомы в пост-натальном периоде.
2) Мышечно-костные напряжения в момент родов приводят к появлению детских аллергий.
3) Сколиоз позвоночника, появляющийся в детстве или в подростковом возрастя, является следствием черепного сколиоза, появившегося во время родов.
Нам кажется важным показать важность работы, проведенной доктором Фрайман на столь большом количестве детей. Эти исследования подтверждают важность раннего вмешательства и лечение методами остеопатии детей раннего возраста.
В заключение этого введение приводим слова самой Виолы Файман о краниальном остеопатическом лечении у детей: «Мышечно-костные натяжения, которые испытывает новорожденный во время родов, могут создать ему проблему на всю жизнь. Распознавание этих дисфункций в перод сразу после родов является если не основной, то по крайней мере важнейшей задачей профилактической остеопатической медицины».
А) ПРАКТИКА У ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ.
Глава 21
Замечания и наблюдения по осмотру, тестированию и краниальному подходу у новорожденных.
В предыдущих главах мы говорили том, как должен проходить педиатрический остеопатический краниальный осмотр, включающий анамнез, историю родов, наружный осмотр, пальпацию и диагностику подвижности. Эти важные параметры позволяют провести диагностику остеопатических краниальных поражений. Теперь, хорошо структурировав свою программу, остопат должен начать лечение.
Замечания и наблюдения.
Когда мы впервые осматриваем головку новорожденного или ребёнка, то первым нашим ощущением будет боязнь дотронуться до неё, положить свои руки, страх повредить головку или усилить уже имеющееся поражение. Вторым чувством, когда поражение уже найдено, явяется боязнь воздействовать на эту хрупкую структуру, боязнь осуществить моделирование черепа.
В начале такой практики невозможно избавиться от вопросов: «А что если я ошибаюсь? А не слишком ли сильно я давлю? И т.д.» Остеопат боится всего: дотрагиваться до ребёнка, он боится его реакций, реакций родителей, остеопат боится обилия движений, гримас, сопротивления ребёнка, а так же своих собственных действий, особенно на первом сеансе. И стоит только ребёнку закричать от того, что ему страшно или потому, что он просто капризничает, остеопата кидает в холодный пот. Неопытный и ещё неуверенный в своих действиях остеопат теряет хладнокровие и половину своих навыков.
Таким образом, очень важно обрести уверенность в себе, а для этого нужно приобрести реальный краниальный опыт. Каждый остеопат должен переживать каждый сеанс вместе с пациентом. Он должен чувствовать эффект наложения рук на череп, эффект проводимых коррекций и эффект ощущений, полученных во время и после сеанса. Если у вас есть свои дети, потренеруйтесь на них. Пусть они послужат вам тренажером и персональной лабораторией. Такие эксперименты дадут вам уверенность в себе, а вашим детям – здоровье сегодняшнее и будущее.
Головку ребёнка нужно трогать с нежностью и деликатностью. Не допускайте грубостей. Не делайте никаких резких и внезапных движений, чтобы схватить её своими руками. Подход должен быть ласковым. Ребёнок не должен ощущать слишком большого давления, слишком «жесткой хватки», агрессивно запирающей его голову. Он не должен воспринимать ваши руки, как нечто сильное, давящее и авторитарное. Наоброрт, после первого беспокойного удивления он должен отдаться вашим нежным, мягким, тёплым, успокаивающим рукам.
Осмотр головки и краниальный подход.
Если ребёнок бодрствует, то нужно осматривать его, ласково и тихо рассказывая ему, о том, что с ним делают. После визуального осмотра черепа и различных аномалий или асимметрий лица и головы на уровне рецепторов, переходят к пальпации черепа.
Техника пальпации.
· Медленно и мягко ощупайте голову со всех сторон одной рукой, чтобы оценить её контуры.
Нужно искать асимметрии окружности черепа, различные шишки (на лбу или темени), возвышения или борозды: метопический и сагиттальный шов; углубления: птерион, затылочное отверстие.
· Двумя руками (фото 1) неспешна, возьмите всю головку в ваши пальцы и ладонь, чтобы оценить её объем, её целостность, её хрупкость, её упругость, аномалии и асимметрии. Поделайте тоже, взяв в одну руку лоб, а в другую затылок.
Эти два действия дадут вам глобальное представление о черепе под вашими руками.
· Особое значение придаётся форме затылочной кости, лежащей в ваших ладонях обоих рук. Нужно оценить:
- является ли межтеменная часть затылка выступающей?
- основание затылка плоское или выступающее?
- чешуя затылка: выпуклая, плоская или угловатая?
· Существует так же подход через свод (фото 2). Указательные пальцы располагаются на больших крыльях клиновидной кости, безымянные – на латеральных углах затылочной кости. Остальные пальцы располагаются так, как было показано в описании этой техники. Из этого подхода возможно выполнение следующих тестов:
1) Позиционный тест:
Оценить симметричность расположения указательных и безымянных пальцев на черепе. Указывает ли их положение на поражение черепа: торсию, латерофлексию-ротацию, латеральный стрейн и т.п.?
2) Тест подвижности:
Поймать черепной ритм. Помнить о том, что у детей он быстрее, чем у взрослых. Идти за натяжениями мембран и ПДМ: это даст вам представление о направлении поражения. Пойти за тканями после проведения тестового импульса.
Если вы заметили натяжение под пальцами и ощущение твёрдого черепа, похожего на камень или дерево, то помните, что такое ощущение ригидности черепа в сочетании с медленным, слабым и иногда едва различимым ритмом, говорит о компрессии СБС.
После этого прослушивания проводят тесты на СБС. Делают тесты флексии, экстензии и торсии (сначала правой, потом левой), оатерофлексии-ротации(сначала правой, потом левой), латеральный стрейн правый и левый, вертикальные стрейны с клиновидной костью в высоком и низком положении и тест компрессии СБС. Наконец можно оценить сегментарную подвижность периферических костей.
Подход к височной кости
Взять затылочную кость двумя руками в «лодочку». Большие пальцы должны образовать мостик над вертексом: фулькрум. Указательные пальцы лежат на месте несуществующих ещё сосцевидных отростков височной кости, т.е. у мест прикрипления грудино-ключично-сосцевидных мышц.
1) Позиционный тест (фото 1 и 3)
Симметрично ли положение указательных пальцев? Или один палец смещен кпереди и кнаружи по отношению к другому, который находится более кзади и кнутри? Более заднее положение говорит о том, что с этой стороны височная кость аходится в большей наружной ротации.
И наоборот, более переднее-внутреннее положение говорит о том, что на той же стороне височная кость находитсяв большей внутренней ротации.
Эта асимметрия положения хорошо показывает расположение затылочной кости.
При височной кости во внутренней ротации сосцевидный отросток больше выступает, наружный угол затылка будет выше. Всё наоборот при наружной ротации височной кости.
Сравните так же положение указательных пальцев, чтобы оценить, не находится ли одна их височных костей в более переднем положении? Это может говорить о латеральном стрейне с латеральным натяжением СБС.
2) Тест подвижности
Позиционный тест нужно систематически проверять прослешиванием тканей, мембран и височной кости на предмет их пластичности. Для этого на первом этапе не нужно ничего делать, а лишь воспринимать информацию от структур. На втором этапе, после анализа подвижности или рестрикции, запустить тесты (либо тесты для височной, либо дял затылочной костей). Для выполнения этих тестов подвижности вы можете затем поставить большие пальцы на окончания больших крыльев клиновидной кости, сохранив положение указательных пальцев на уровне височных костей. Так тест станет более глобальным.
Подход к затылочной кости
1) Позиционный тест
Возмте головку двумя руками, как при лобно-затылочном подходе. Поставте указаьельный и третий пальцы цефалической руки с двух сторон от метопического шва лобной кости. Поставте указательный, либо третий и указательный, третий и безымянный палец каудальной руки на бороздку под-затылочной кривизны.
Оцените и оспоставте натяжение или расслабление под-затылочных мышц, обращая внимание на каждый пальпирующий палец (фото 4). Есть ли разница между одним боком и другим по отношению к средней линии?
Потом сконцентрируйтесь на двух крайних пальцах – указательном и третьем или указательном и безымянном. Оцените, не коснулся ли один раньше другого дуги атланта? При компрессии мыщелков затылочная кость уходит кпереди с этой стороны.
2) Тест подвижности (мобильности).
Из того же исходного положения, расслабясь и освободившись от мышечного напряжения, гармонизируя дыхание, дайте вашим рукам изучить собственную подвижность затылочной кости.
Насколько хороша её общая мобильность? Где есть ограничения, справа или слева? Можно протестировать чешую по трём её осям:
- относительно переднее-задней оси, проходящей через ИНИОН: можно индуцировать импульс с одной стороны, потом с другой стороны, указательным и средним или указательным и безымянным пальцами попытаться создать ротацию:
- относительно поперечной оси, проходящей горизонтально через ИНИОН, мы предпочтительно протестируем её флексию и экстензию:
- по вертикальной оси, проходящей через ИНИОН, мы протестируем её латеро-флексию.
Зная, что всегда можно пойти в сторону поражения, агравировать его, мы сможем диагносцировать подвижность, а главным образом понять, как осуществляется организация параметров поражения (см. соответствующую главу).
И наконец. Надо определить, существует ли односторонняя или двухсторонняя компрессия мыщелка?
Примечания и наблюдения.
Череп ребёнка ощущается различными способами:
· Если череп нормально «дышит», т. е. если глобально он обладает нормальной микро-пластичностью, если натяжение его внутренних мембран гармонично, тогда вы почувствуете пальцами, которые прослушивают структуру и её мембрану, ощущение общей эластичности. Вы ощутите подвижность формы, наполненной энергетической массой, которая пребывает в состоянии экспансии, ритмично сокращаясь и расширяясь. Данную пластичность и способность к флексии невозможно забыть, если хоть раз почувствуешь на черепе её ритм. Есть способы быстрого распознавания ритма черепа , даже если он перемешивается с другими ритмами (например, сердечным, дыхательным). Такой череп не имеет явных и серьёзных аномалий, что можно подтвердить обоймой всех краниальных тестов.
· Если череп не воспринимается вышеописанным образом, значит он имеет небольшие дисфункции, которые устраняются путём краниального лечения приемами остеопатии. При этом череп ощущается как ригидное, более или менее плотное, более или менее твёрдое образование, которому недостаёт гомогенности целого.
Иногда череп даёт общее ощущение твёрдой по консистенции массы, как будто бы голова сделана из мрамора, безжизненна и непластична. Это свидетельствует о напряжении на уровне внутри-черепных мембран и подразумевает компрессию СБС.
Иногда мы ощущаем, что одно полушарие твёрдое, а другое пластичное, как будто бы одна половина черепа функционирует нормально, не заботясь о второй, хотя та находится в компрессии и ограничении подвижности. Это признак периферического поражения. Сопровождающегося поражением СБС.
Эти ощущения воспринимаются остеопатами по-разному. Некоторые тонко и отчётливо их воспринимают. Другие же ощущают их в более грубом и приближённом виде. Третьи их совсем не чувствуют и никогда не будет способны услышать ПДМ. Всё зависит от тренировки и каждодневной практики, обущающей руку прослушивать череп и тело. Это не имеет ничего общего с изитерикой. Это серьёзная практическая работа, требующая обучения, концентрации, готовности, а прежде всего тренировки. Именно опыт позволяет продвигаться вперёд. В этом смысле данное искусство не является исключением из правила.
Читая эти строки, некоторые улыбнутся, думая, что краниальная остеопатия – это прерогатива фокусника, гипнотизёра или даже экзорциста. Нет! Наберитесь терпения. Оставаться в рамках феноменологии, быть подмастерьем и учеником, на первых порах отказаться от анализа в пользу восприятия и перцепции, регистрировать, убедиться, а потом только высказывать своё суждение по этому вопросу, это очень трудно. Попытайтесь всё-таки! Мы сможем говорить на одном языке только после того, как вы что-либо поймёте! Только так можно облегчить диалог и обмен мнениями.
· После различных манёвров по изучению черепа путём пальпации и наблюдения, после прослушивания ритма и глобальной пластичности СБС и некоторых важных костей периферии, необходимо сосредоточить своё внимание на черепе новорождённого.
Малыш лежить на столе. На спине. Если он спит, ничего. Если он проснётся и начнёт плакать. т. к. это положение вызывает у него напряжение на уровне затылка и шеи, положите ему под голову подушечку или поднимите подголовник кушетки.
Крестцово-подвздошный подход.
Разговаривая с ребёнком, кладите вашу каудальную руку на крестец. Пальпировать достаточно двумя или тремя пальцами. Другая рука мостиком проходит над брюшной полостью, чтобы захватить контр-латеральную сторону подвздошной кости, а предплечье этой же цефалической руки лежит на гомолатеральной подвздошной кости.
1) Позиционный тест:
Оцените симметричность таза. Одной его стороны по отношению к другой. Оцените подвздошные кости. Какая кость выше по отношению к другой. Какая занимает более переднее или заднее положение по отношению к другой. Оцените положение крестца относительно подвздошных костей. Его симметрию, насколько он выдвинут вперёд или ушёл кзади.
2) тест мобильности.
Больше ничего не делайте. Не опирайтесь ни на что. Освободитесь от всех мышечных напряжений. Оцените глобальную пластичность крестца\. Лежащего под вашими пальцами.
На первом этапе:
Забудьте про подвздошные кости, но не блокируйте их подвижности. Потом, блокируя их движения, сосредоточте всё ваше внимание только на подвижности крестца. (фото 5).
- Оцените, как ведёт себя крестец по отношению к своим осям: поперечной. переднее-задней и косой.
- Оцените, какова его мобильность: свободная, еле заметная, отсутствует полностью.
- Ритм: сильный. еле слышный, слабый.
- Сила по мобилизации крестца: большая, слабая.
- Основание крестца: полностью ушло вперёд или полностью назад.
- Основание крестца: его левая сторона выдвинулась вперёд, а правая ушла назад (или наоборот) относительно своей косой оси.
- трансляция крестца: явная, правая или левая.
На втором этапе:
Забудьте про крестец, не блокируя егоподвижность. После иммобилизации крестца сосредоточте всё своё внимание на на подвздошных костях. (фото 6).
- Сначала сосредоточтесь на их глобальной подвижности и симметрии.
- Потом сосредоточтесь на правой подвздошной кости. Оцените её мобильность при флексии и экстензии СБС, насколько она корректна в обоих направлениях. Идёт ли она вперйд при флексии, идёт ли она назад при экстензии СБС? Что является доминирующим? Что ограничено?
- Расположив большой палец на уровне лона, можно оценить движение лобковых костей: опускаются ли они при флексии ил поднимаются ли при экстензии СБС. Оцените мобильность лобковых костей и скоординированность их движения с глобальным движением крестца и подвздошных костей.
- Теперь сконцентрируйтесь на левой подвздошной кости. Проделайте те же операции, что и для правой и сравните подвижностьобеих подвздошных костей.
- И наконец, сконцетрируйтесь на глобальном движении двух подвздошных костей относительно крестца.
NB! У взрослого человека для кранио-сакрального теста остеопат кладёт руку так, что вершина крестца располагается в ладони, подвздошный гребень – между средним и безымянным пальцами, а основание крестца ощущается оставшимися пальцами, направленными цефалически. У новорожденного крестец еще не сформировался окончательно, и его возможно пропальпировать только двумя способами:
- двумя пальцами: средним и безымянным, расположив остальные пальцы сбоку от ягодиц,
- тремя пальцами: указательным, большим и безымянным. При этом большой палец лежит на срединной линии.
Вариант:
Можно так же взять обе подвздошные кости с двух сторон двумя руками, расположив большие пальцы под переднее-верхними подвздошными остями. Остальные пальцы должны стоять на уровне заднее-нижних остей подвздошных костей, захватывая основание крестца. Тесты выполняются аналогично описанным выше.
Кранио-сакральный подход.
Тест заключается в том, чтобы оценить подвижность крестца и затылочной кости (фото 7).
Положение ребёнка
Лёжа на спине.
Положение остеопата
Сбоку от ребёнка.
Точки контакта
- Цефалическая рука остеопата держит затылок ребёнка в ладони. Лучевой край ладони располагается около супра-окципитальной области.
- Каудальная рука держит ягодицы, а указательный, большой и безымянный пальцы располгагются на крестце.
Техника
На первом этапе не нужно ничего делать. Прочувствуйте информацию, поступающую от обеих рук. Оцените симметричность ритма крестца и затылка. Идентична ли подвижность этих двух костей или есть движение «вразнобой»? очень редко, но встречаются случаи, когда крестец движется во флексию, а затылок в это время – в экстензию.
Совет
Вы можете сначала сконцентрироваться на затылочной руке, забыв про крестцовую. Почувствуйте хорошенько ритм и подвижность затылка. Теперь сделайте вашу руку и затылок одним целым, так чтобы они двигались одновременно. Теперь забудьте про руку на затылке и сконцентрируйтесь на крестцовой руке. И наконец, почувствуйте движение обеих костей, объединенных мембранами твёрдой мозговой оболочки. Оцените все обычные параметры движения.
Глава 22.
Виды специфической коррекции внутрикостных поражений затылка у детей, в том числе и грудных.
Примечания и размышления.
Любые виды коррекции, в частности коррекция внутрикостных поражений затылка должны выполняться крайне осторожно. Во всяком случае, невозможно почувствовать, прослушивать и проанализировать структуральную и фасциальную пластичность, флуктуацию или ритм, если рука и пальцы в напряжении. Также как нельзя корректно дозировать процесс поиска точки баланса или покоя, необходимые для выполнения коррекции, если осторожность и мягкость остеопатического вмешательства не стала правилом.
Это замечание имеет большое значение, так как грубость и нервозность не только не дадут никакого результата, они рискуют нарушить и ухудшить состояние ребенка, создать унего дополнительные поражение и такие нарушения как нервозность, головные боли, шум в ушах,головокружения и т.д.
Доступ к различным частям эмбриологического затылка создают иногда проблему. Это касается прежде всего его базилярной части, на которую можно воздействовать только непрямым способом. Чтобы сделать это нужно выполнить декомпрессию конечных частей мыщелков и еще можно действовать через сфеноид. Было бы опасно использовать доступ к мыщелкам через носоглотку. Ведь чрезмерное напряжение мембран взаимного натяжения может привести к разрыву вены Галена. Мыщелковые части, связанные с подзатылочным уровнем, открывают доступ через свои задние концы. Что касается чешуи, она невызывает никаких проблем, доступ к ней свободен.
Итак, анатомически мы имеем четыре хорошо различимые части где может возникнуть поражение:
1. Чешуя с её двумя частями: верхний затылок и межпариетальная чешуя;
2. Две латеральные массы или кондилярные части с центром окостенения в каждой;
3. Основание затылка с двумя центрами окостенения.
Эти различные анатомические части могут дать три типа поражений ранее изученные в деталях ( смотри Главу 16): поражение чешуи, поражение латеральных масс и поражение основания затылка.
Коррекция.
1. Виды коррекций поражений основания затылка.
Техника выравнивания или декомпрессии основания.
Base spread.
(Фото 1 – схема 1).
Цель.
Декомпрессия основания затылка для нормализации, уравновешивания мембран взаимного натяжения и структуральных отношений.
Положение ребенка: на спине.
Положение остеопата: со стороны головы младенца.
Точки контакта:
- обе руки остеопата образуют лодочку, где в их ладонях покоится голова ребенка.
- мизинцы лежат друг на друге и на Инионе.
- безымянные пальцы лежат на верхнем затылке, как можно ближе к Опистиону. Цель: на первом этапе они будут следовать за натяжениями мембран чешуи, на втором этапе они будут направлять её в сторону уравновешивания и коррекции.
- средние пальцы лежат как можно ближе к мыщелковым частям. Их роль: следовать за натяжениями мембран, чтобы обнаружить поражение, потом прямым методом направлять коррекцию мыщелковых частей чаще всего кнаружи и кзади.
- указательные пальцы лежат под височной частью , соответствующей вершине сосцевидного отростка височной кости выше О.М. Роль:? Указательные пальцы разводят височные кости и яремные отростки затылка. Таким образом они облегчают мобильность мыщелковых частей.
- большие пальцы лежат на больших крыльях сфеноида, а ещё лучше на уровне фронто-малярных отношений под наружными столбами лобных костей. Роль: удерживать лобную кость в наружной ротации.
Варианты.
Оставить большие пальцы на уровне височных отношений (для прослушивания) или на уровне латеральных углов теменной кости спереди (для прослушивания) и попросить своего коллегу или кого-либо кто рядом удерживать лобную кость в наружной ротации.
В обоих случаях: ассистент или скрученное полотенце будут удерживать крестец во флексии (то есть, вершина вверху, основание сзади).
Страница 425.
Коррекция поражений базилярного отростка. (фото и схемы)
Фото 1. : Техника декомпрессии Base spread.
Положение рук и пальцев для:
1. Техники выравнивания и декомпрессии основания. Base spread.
2. Техники деротации чешуи.
3. Техники Platy Basia.
Техника деротации чешуи.
Схема 1-5. (Схемы по Леопольду Бюске).
Схема 4. Чтобы натянуть твердую мозговую оболочку нужно поместить крестец:
- во флексию, если затылок в экстензии,
- в экстензию, если затылок во флексии.
Техника Platy-Basia.
(фото1 – схемы с 2 по 4)
Цель: коррекция и декомпрессия бази-затылочной области.
Положение ребёнка: лёжа на спине.
Положение остеопата: в головах ребёнка.
Точки контакта: те же, что и в предыдущей технике: мезинец и безымянные пальцы – на базилярной области затылочной кости, большой палец – на височной кости кнаружи от сосцевидного отростка.
Техника:
- Большие пальцы подают лобную кость кпереди, создавая первую переднее-заднюю декомпрессию СБС.
- Указательные и средние пальцы расходятся, создавая поперечную декомпрессию затылочно-сосцевидного шва.
- Средние и безымянные пальцы совершают движение кзади, создавая заднее-переднюю декомпрессию.
- Мизинцы стоят на осевых точках движения.
- Ассистент остеопата делает натяжение крестца, чтобы помочь механизму коррекции работать, за счёт натяжения мембран твёрдой мозговой оболочки.
Замечания:
Эта техника похожа на технику выравнивания основания затылочной кости, но она более специфична для декомпрессии базилярного отростка. Эту технику можно делать одновременно с предыдущей, если это необходимо. Но нужно соблюдать очерёдность декомпрессий и ждать, ответа тканей и мембран взаимного натяжения, прежде чем переходить к следующей декомпрессии. Нужно поддерживать совокупность декомпрессий до наступления уравновешивания и расслабления мембранных натяжений. Для контроля пользуйтесь крестцрм и ПДМ.
2. Коррекция поражений мыщелковых частей или латеральных масс.
Техника декомпрессии и коррекции мыщелковых частей.
(фото2 – схема5)
Цель: уравновешивание межзатылочных натяжений, декомпрессия латеральных масс.
Положение ребёнка: лёжа на спине.
Положение остеопата: в головах ребёнка.
Меры предосторожности:
Точки контакта:
Техника:
Стр. 427
Коррекция поражений мыщелковых частей.
Фото 2 – действие затылочной и лобной рукой.
Фото 3 – действие затылочной рукой и рукой на клиновидной кости.
Меры предосторожности.
Приведите голову ребёнкав лёгкую флексию, чтобы освободить верхние фасетки атланта и мыщелковые части, которые отодвинутся назад, что сделает доступным для остеопатического лечения задние концы мыщелковых частей.
Точки контакта.
- средний палец цефалической руки лежит на метопическом шве. Роль: находиться на зоне прикрепления передней части серпа мозга. Он участвует в создании напряжения на мембранах.
- указательный и средний палец каудальной руки раздвинуты в виде латинской буквы V и лежат по обе стороны от мыщелковых частей затылка. Роль: сместить латерально мыщелковые части, выполнить лёгкую заднюю тракцию, послать флюиды от фронтального возвышения к мыщелково-базилярному стыку. При этом коллега или родитель держит крестец во флексии или экстензии, что зависит от необходимости поиска наибольшего напряжения мембран твёрдой мозговой оболочки (если во флексии, отвести основание крестца назад, а вершину – вперёд; если в экстензии – то наоборот – основание вперёд, а вершину назад).
Манёвр:
Выполняется в два этапа.
1-ый этап:
Нужно сделать переднее-заднюю декомпрессию. Указательный и средний пальцы каудальной руки создают натяжение в заднем направлении. Происходит декомпрессия чешуи, латеральных масс и базилярной части.
Прежде чем перейти ко второму этапу манёвра, остеопат должен подождать пока не почувствует пальцами реакцию реакцию мембран и декомпрессию. Нельзя торопить структуру, нужно дождаться её готовности перейти к следующему этапу.
2-ой этап:
Латеральная декомпрессия через мягкое, дозированное, ментально сопровождаемое остеопатом разведение указательного и среднего пальцев, при котором происходит латеральная декомпрессия мыщелковых частей. Здесь тоже нужно ждать, дав структуре время на реакцию после сообщения ей импульса.
Итак, одновременно следует удерживать переднее-заднюю и латеральную декомпрессию в точке равновесия мембран натяжения. Послать волну ПДМ по направлению к коррегируемой латеральной массе или глобально к затылочному отверстию и ждать расслабления напряжений. Только тогда манёвр считается удачным. Ещё раз протестируйте.
Примечания.
В трудных случаях начать с удержания крестца в его точке равновесия мембран взаимного натяжения.
Зачастую на самом первом сеансе младенец плачет, либо из-за того что положение лёжа на спине ему не нравится из-за напряжения мышц шеи и затылка, либо потому что боится, либо из-за того и другого вместе.
Эти крики, слёзы и беспокойные движения ребёнка положительно влияют на напряжение мембран. Итак, успокойте родителей, которые желают успокоить ребёнка, а зачастую у них получается всё наоборот. Объясните им, что слёзы и крики способствуют коррекции.
Есть также возможность сделать декомпрессию швов.
Декомпрессия швов.
Точки контакта.
- Указательный и средний палец каудальной руки в V по обе стороны мыщелковых частей (фото 3. схема 6). Роль: они провоцируют, как и в предыдущем случае, переднее-заднюю декомпрессию верхнего затылка и латеральных масс, чтобы создать латеральную декомпрессию.