Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 361-380).
Декомпрессия мыщелковых частей.
Стр. 429.
Фото 4: декомпрессия мыщелковых частей двумя руками.
Схема 7: техника декомпрессии мыщелковых частей простым сведением локтей остеопата.
- В это время указательный и средний пальцы цефалической руки остеопата, лежащие под наружными столбами лобных костей, поднимают их.
Вариант техники: фото 4, схема 7.
Положение ребёнка: лёжа на спине.
Положение остеопата: со стороны головы ребёнка.
Меры предосторожности: создать лёгкую флексию головы ребёнка. Голова лежит в ладонях остеопата. Остеопат разводит запястья и локти.
Точки контакта.
- Мизинцы лежат на Инионе один на другом.
- Безымянные пальцы рядом с Опистионом.
- Средние лежат на задних концах мыщелковых частей. Они держат их мягко, но уверенно.
- Указательные пальцы лежат на височных костях.
- Большие пальцы – на наружных столбах лобных костей или на латеральных углах лобных костей.
Манёвр.
Самый простой способ: очень мягко свести локти (сблизить), особо концентрируя внимание на средних пальцах, что будет способствовать разведению передних концов мыщелковых частей.
Примечания:
У новорождённых для выполнения этого манёвра можно работать только безымянными или мизинцами.
Можно корректировать только одну мыщелковую часть. Если она смещена кпереди, для коррекции достаточно сделать декомпрессию кзади и прямым методом легонько сместить её в латеральном направлении с помощью среднего пальца. Указательный палец может освободить височную кость.
При выполнении всех этих манёвров пользуйтесь жидкостью, напрявляя её контрлатерально другой рукой. Чтобы создать натяжение на крестце, используйте помощь коллег или родителей.
Техника затылок-атлант.
(фото 8, схема 8-9).
Примечания.
После коррекции мыщелковых частей ребёнка в том числе и новорождённого, полезно вмешаться в отношения между затылком и С1 для нормализации краниальной структуры и шеи.
Поражение на уровне затылок-атлант зачастую бывает вызвано напряжением подзатылочных мышц и связано отношением между затылком и его переднее-задней осью. При этом возникает отклонение мыщелков от оси и смещение относительно фасеток атланта, т. к. когда затылок опускается, атлант поднимается.
Положение ребёнка: лежа на спине.
Положение остеопата: в головах.
Меры предосторожности: слегка наклоните голову ребёнка вперёд относительно атланта (это не флексия шеи). Мыщелки отклонятся назад. Напряжённые подзатылочные связки и мышцы расслабятся.
Точки контакта.
- Руки остеопата лежат под затылком.
- Указательные пальцы встают на шейно-черепной стык, на заднюю ось атланта.
- Другие пальцы распределяются по обе стороны затылочной чешуи.
Манёвр.
Всеми пальцами создать напряжение на затылке в заднем направлении. Так как указательные пальцы остеопата удерживают в переднем положении заднюю ось С1, остеопату приходится сохранять такое положение пальцев, пока он не получит расслабления подзатылочных мышц.
Примечания.
Освобождение атланта и затылка способствует хорошему дренажу внутри-краниальной (югулярной) жидкости и обеспечивает хорошую мобильность кранио-сакральной системы.
Затылочно-атлантовые техники.
Стр. 431.
Фото 8. техника для переднего билатерального затылка относительно атланта.
Поражения затылочной чешуи.
Фото 9. Положение рук и пальцев для:
1) техники декомпрессии и моделирования чешуи.
2) Техники деротации чешуи.
Схемы 8-10 (по Леопольду Бюске).
1. Коррекция поражений чешуи.
Техника декомпрессии чешуи.
(фото 9, схема 10).
Цель: декомпрессия чешуи относительно теменных костей и уравновешивание натяжения мембран путём приведения чешуи в её нормальное положение.
Положение ребёнка: на спине.
Положение остеопата: со стороны головы.
Точки контакта: обе руки лежат по обе стороны затылка; мизинцы на интерпариетальной чешуе затылочной кости, безымянные пальцы на верхней части затылочной кости, средние пальцы спереди от ламбдатического шва, указатеьные на теменных костях , а большие пальцы опираются друг на друга, служа фулькрумом.
Маневр:
1. Выполнить прослушивание, чтобы определить направление поражения напряжений чешуи.
2. Выполнить декомпрессию чешуи средним и безымянными пальцами, образующими латинскую букву V, которые мягко раздвигаются, освобождая затылок от темени.
3. Как только остеопат почувствует освобождение, он должен следовать за пластичностью чешуи и уравновесить её напряжение, действуя мизинцем и безымянным пальцем.
Техника деротации чешуи.
(фото 9, схема 10).
Цель: попытка уравновешивания натяжений чешуи путем коррекции его поражения в ротации по отношению к своей переднее-задней оси.
Положение ребёнка: на спине.
Положение остеопата: со стороны головы.
Точки контакта: обе руки остеопата лежат по обеим сторонам затылочной кости; мизинцы на интерпариетальной чешуе затылочной кости, безымянные пальцы на верхней части затылочной кости, средние пальцы спереди от ламбдатического шва, указатеьные на теменных костях , а большие пальцы опираются друг на друга, служа фулькрумом.
Маневр:
1. Выполнить прослушивание, чтобы определить направление поражения напряжений чешуи. Далее выполнить тест, провоцируя ротацию чешуи с одной стороны, потом с другой стороны.
2. выполнить декомпрессию, чтобы очвободить чешую от семенных костей. Латинское V, образованное средним и безымянным пальцами, выполняет разведение основания spread.
3. Идти прямым способом в направлении противоположном поражению до точки равновесия мембранозных натяжений, потом удерживать.
4. Направить жидкость посредством крестца, используя помощь ассистента.
5. Когда натяжение мембран ослабевает, маневр может считаться законченным.
6. Тестировать вновь и повторить, если есть необходимость.
Вариант техники (фото11, схема 11).
Точки контакта:
- цефалическая рука: средний палец цефалической руки на метопическом шве, указательный и мизинец этой же руки по обе стороны лобной кости рядом с латеральными углами.
- каудальная рука: три пальца берут чешую затылочной кости:
средний палец на средней линии, проходящей через Инион (ось проходит между первой и второй фалангами среднего пальца);
указательный и безымянный пальцы ложаться по обе стороны;
большой и мизинец лежат на теменных костях, чтобы развести теменный кости и чешую, но остаются свободными до и после этого точечного маневра.
Маневр:
1. Средний палец служит стержневой точкой на переднее-задней оси, проходящей через Инион. Тестироваьт ротацию чешуи указательным и средним пальцами.
2. Выполнить декомпрессию большим пальцем и мизинцем теменных и затылочных костей. Затем эти пальцы снимают свое точечное давление с теменной кости, чтобы оставить свободным дальнейший ход маневра.
3. Идти в напрвлении, противоположном поражению до точки равновесия натяжений.
4. Фронтальная рука, остававшаяся до сих пор пассивной, посылает и направляет жидкостную волну в направлении чешуи.
5. Крестец поддерживается в напряжении. (Ассистент или скрученное полотенце).
6. дождаться расслабления натяжения мембран и вновь протестировать.
Примечание.
Прекрасный маневр. Легкий в исполнении и очень мягкий для ребенка. Позволяет сохранить комфорт. Может служить маневром доступа, тестом и коррекцией одновременно.
Техника дефлексии чешуи.
(фото 10-11, схема 12).
Цель.
Выполнить дефлексию чешуи, находящейся в поражении, относительно своей поперечной оси, проходящей горизонтально через Инион.
Положение ребёнка: на спине.
Положение остеопата: со стороны головы.
Точки контакта: как и при лобно-затылочном доступе.
- цефалическая рука: средний палец на метапическом шве, указательный и безымянный на лобной кости.
- каудальная рука: тремя пальцами держит затылочную чешую как можно ближе к supra-occiput. Средний палец лежит на Инион и служит осью движения. Указательный и безымянный лежат по обе стороны от среднего на чешуе. Большой и мизинец стоят рядом с Астерионом на теменной кости, выше лямбдатического шва.
Манёвр.
1) Подождать, пока к вам не придёт ощущение собственной мобильности затылочной чешуи по отношению к поперечной оси , проходящей через Инион. Послать импульс и следовать указательным. Средним и безымянным пальцами за тем, что происходит.
2) Большим пальцем и мизинцем сделать ламбдатическую декомпрессию, потом ослабить захват этих двух пальцев, как только ощутишь освобождение. В зависимости от способа артикуляции и положения этих двух пальцев, с целью освобождения этой артикуляции пальцы пошлют импульс к макушке и кнаружи. На этом уровне Астерион, теменная кость покроет затылочную (внутренняя скошенная суставная поверхность теменной кости со стержневой точкой Астерион).
3) Чтобы выполнить дефлексию чешуи и найти точку равновесия натяжений мембран, нужно идти в противоположном от поражения направлении, потом удерживать полученное равновесие.
4) Пассивная до сих пор фронтальная рука посылает жидкостные волны по направлению к чешуе.
5) Ассистент (или скрученное полотенце) удерживает крестец в напряжении.
6) дождаться освобождения мембран и ещё раз протестировать.
Техника делатеро-флексии чешуи.
(фото 10-11, схема 13).
Цель: выполнить делатеро-флексию чешуи в поражении относительно её вертикальной оси, проходящей через ИНИОН.
Положение ребёнка: на спине.
Положение остеопата: со стороны головы пациента.
Точки контакта: как при лобно-затылочном подходе.
- цефалическая рука: средний палец на метопическом шве. Указательный и безымянный по обе стороны от него на лобной кости.
- каудальная рука: тремя пальцами держит затылочную чешую как можно ближе к supra-occiput. Средний палец лежит на Инион и служит осью движения. Указательный и безымянный лежат по обе стороны от среднего на чешуе. Большой и мизинец стоят рядом с Астерионом на теменной кости, выше лямбдатического шва.
Манёвр.
1) Спровоцировать правую латеро-флексию, потом левую. Затем дать структуре доделать всё самой. Ось вертикальная. Проходящая через Инион. Средний палец служит стержневой точкой. Запустить движение.
2) Как и в предыдущем случае, декомпрессия большим пальцем и мизинцем, потом снять пальцы.
3) Идти в направлении, противоположном латеро-флексии поражения, чтобы напрямую вернуть чешую в точку баланса, где уравновешиваются мембранозные напряжения и происходит коррекция поражения. Стоять там.
4) Фронтальная рука посылает волну флюидов к чешуе.
5) Крестец удерживается в напряжении.
6) Подождать расслабления напряжений. Тестировать ещё раз.
Коррекция поражений затылочной чешуи.
Стр. 435.
Схема 11. деротация чешуи.
Схема 12. дефлексия чешуи.
Схема 13. делатеро-флексия чешуи. (схемы по Леопольду Бюске).
Фото 10-11.
4. Коррекция и моделирование затылочного отверстия.
(Фото 12. схема 14.)
Примечание.
Данная коррекция и моделирование могут выполняться только после коррекций и освобождения различных частей затылка.
Положение ребёнка: на спине.
Положение остеопата: со стороны головы ребёнка.
Точки контакта:
Указательные пальцы лежат по обе стороны supra-occiput сзади и как можно ближе к затылочным мыщелкам. Средние пальцы позади указательных по обе стороны от опистиона. Безымянные и мизинцы располагаются на верхней части supra-occiput и на интер-париетальной чешуе. Большие пальцы стоят на наружных столбах лобных костей.
Манёвр.
Техники декомпрессии уже были выполнены ранее. А деформация затылочного отверстия – это всего лишь следствие внутри-костных поражений различных частей эмбриологического затылка, вот почему этот манёвр предполагает повторное моделирование затылочного отверстия.
1) Сначала указательным пальцем с помощью теста мобильности найти натяжение мембранозных тканей справа. Потом слева. Потом то же самое проделать средним пальцем, забыв про указательный. И наконец, обоими пальцами сделайте выводы. Где находится самое сильное натяжение? С какой стороны этот тест показывает наилучшую мобильность?
2) Тогда можно идти в противоположном направлении, напрямую, до точки равновесия натяжений. чтобы способствовать скорейшему расслаблению, помогите себе большими пальцами, которые глобально направят вперёд лобную кость. Крестец удерживается в напряжении.
3) Получив расслабление, средним и указательным пальцами моделируйте затылочное отверстие.
Глава 23.
Виды остеопатических подходов к грудному ребёнку.
Серия фотографий, отражающих ход первого сеанса в частном остеопатическом кабинете.
Первый случай.
А) Установление контакта с грудным ребёнком (подход). Наблюдение за черепом и лицом.
До начала лечения грудного ребёнка. Которому исполнилось несколько месяцев, недель или даже дней. Нужно сначала познакомиться с ним. То есть войти с ним в контакт.
Если ребёнок бодрствует, первый контакт происходит тогда, когда ребёнок находится на руках у матери. Мать даёт ему ощущение безопасности.
На этом фото (фото 1) ребёнок соглашается на коммуникацию. Он смотрит на срача. Вопрошает его взглядом. Концентрирует внимание на его губах, слушает его. Во время этой фазы «принятия» остеопат просит маму показать ему череп ребёнка в профиль и в анфас.
Остеопат разглядывает профиль и фас ребёнка. Он разговаривает с грудным ребёнком как со взрослым, используя простые и короткие фразы. Он пытается заинтересовать ребёнка в происходящем, пытается вовлечь ребёнка в игру под названием «остеопатический сеанс».
* Посмотрите, есть ли ассиметрия свода черепе (плагиоцефалия) (фото 2). Когда малыш постоянно спит на одной стороне, это приводит чаще всего к уплощению гомолатерального затылка – опоры и к выпуклости на контрлатеральной фронтальной зоне. Для остеопата – это первый признак страдания внутри-черепных мембран и указание на то, что структуры пострадали в процессе родов. Зачастую плагиоцефалия связана с кривошеей, вторичной по отношению к травме грудино-ключично-сосцевидной мышцы из-за трудного процесса родов.
Такое поражение часто встречается у детей с отсталостью умственного и моторного развития.
Совет родителям. Систематически менять положение малыша во время сна. В принципе аномалия тогда должна исчезнуть. Но в ¾ случаев этого недостаточно, что доказывает необходимость остеопатического лечения.
* Проверьте наличие ассиметрий на уровне лица, что часто бывает после родов. Не забывайте, что именно от положения, в котором голова плода преодолевает самый длительный период прохождения таза матери, зависят самые трудно разглаживающиеся следы, остающиеся после родовой работы. Итак, если есть флексия головы относительно грудины, может возникнуть укорочение подбородка (микрогнатия).
Если одно плечо давит на челюсть, может возникнуть временное латеральное смещение нижней челюсти. Для остеопата – это сигнал к обязательному обследованию височно-нижнечелюстного региона и височной кости с ОМ с этой же стороны.
Является ли ребёнок недоношенным? Обычно битемпоральный диаметр головы таких детей является узким. Такая морфология может сохраняться в течение 12 месяцев. Если не прибегнуть к остеопатическому краниальному лечению. Голова может остаться длинной в своём затылочно-лобном дипметре.
Анормальное увеличение диаметра черепа говорит о гидроцефалии или мегацефалии. Глазные яблоки (схема 1 стр. 438) отклоняются в этом случае вниз и открывают верхнюю склеру. Такой признак мы называем «закатом солнца».
Анормальное уменьшение черепа свидетельствует о микроцефалии.
* Посмотрите внимательно наличие серозно-кровяных бугров в затылочно-теменной области в виде маленьких припухлостей и отёков, возникших из-за давления на череп при разрыве омниотических мембран. Если обнаружите, тестируйте СБС и затылочно-теменные швы.
* В двух последних случаях необходимо измерить диаметр черепа. Ребёнок лежит на спине. Осторожно измерьте портновским метром диаметр черепа ребёнка, измерив затылочную, теменную и лобную области. На самом деле – это измерение расстояния между назионом и инионом.
* И наконец, проверьте симметрию рецепторов: глаз, носа, рта, ушей. Их открытие и закрытие. Их глубину посадки или выступание.
B) Обследование.
Как только контакт установлен, остеопат очень осторожно и с любовью берёт ребёнка у мамы, продолжая с ним разговаривать.
Посмотрите (фото 4), как этот малыш, которому всего несколько недель, заинтересованно слушает незамысловатую речь остеопата. Ребёнок вступает с ним в диалог. Если первый контакт удался, сеанс будет протекать в наилучших условиях.
· Такое положение ребёнка в руках остеопата позволяет сделать интересные наблюдения.
1) Проверка состояния глаз.
Остеопат может проверить состояние глаз, поведение склеры и зрачков, радужной оболочки, экстра-окулярные движения ребёнка, когда его медленно поворачивают. При ротации ребёнка его голову следует поддержтвать в нейтральном положении с помощью больших пальцев. Глаза ребёнка при вращении смотрят туда, куда его вращают. Когда ротация прекращается, глаза ребёнка поворачиваются в противоположном направлении после выполнения нистагмоидных движений. Ребёнок следит взглядом только через несколько недель. Нистагм фиксации приходит в норму через несколько недель после родов, если этого не происходит, на это нужно обратить внимание.
Тест «глаза куклы». Глаза не следуют за движением головы, когда её медленно вращают в полную ротацию. Они остаются в своей начальной позиции. Этот тест выявляет парез глазодвигательного нерва и поражение прямой наружной мышцы глаза. Он так же выявляет развитие сходящегося или расходящегося косоглазия (схема 2).
В течении первых шести месяцев может существовать перемежающееся сходящееся косоглазие. Нам это говорит о наличии краниальной проьлемы. Это косоглазие может персистировать и часто трансформируется в сходящееся или расходящееся косоглазие, стоновясь уже офтальмологической проблемой. Раннее вмешательство при первых симптомах и своевременное лечение позволяют остановить нарастание симптомов и устранить косоглазие.
Любая аномалия, выявленная при осмотре, должна быть доводена до сведения родителей, чтобы те как можно скорее обратились к педиатру, семейному врачу или офтальмологу.
2) Осмотр ушей. (схема 3)
Обычно верхний край уха должен находиться на уровне начала роста волос и на воображаемой горизонтальной линии, проходящей через наружный край глаза. Для нас осмотр уха имеет большое значение, т.к. по нему можно судить о положении височной кости по отношению к затылочной. Любое нарушение положения ушей может указывать на наличие краниальной проблемы.
Схема 3:
Ухо: нормальное положение --- Псевдо-низкое положение --- Истинно-низкое положение.
К тому же нужно помнить о том, что маленькие уши, деформация ушей, низкое положение ушей свидетельствуют о наличии врожденных аномалий развития или других ренальных проблем.
Все такие дети нуждаются в краниальном лечении, которое может улучшить клинические проявления их проблемы. Это остеопатическиое лечение должно быть дополненеием к классическому.
На громкий звук (щелчок пальцами, хлопок ладонями) ребёнок должен отреагировать морганием. В 10 недель на звуковой раздражитель ребёнок отвечает замедлением двигательной активности. В 3-4 месяца он начинает поворачивать голову к источнику звука, иногда проявляя эмоции удивления.
3) Исследование архаичных рефлексов (врожденных рефлексов).
· Исследование вертикального рефлекса.
Ребёнка держут под мышки в вертикальном положении, его голова в нейтральном положении, а ноги согнуты в коленном и тахобедренном сусавах. Если при этом ребёнок постоянно разгибает и приводит ноги (положение ножниц), это может говорить о неврологической проблеме – спастической параплегии или диплегии. Нужно обратиться к лечащему врачу для обследования.
· Исследование рефлекса опоры и автоматической походки.
Ребёнка держут под мышки в вертикальном положении, большие пальцы поддерживают голову.
Если поднести ребёнка к столу, так, чтобы тыльная сторона стоп упиралась в край стола, то ребёнок согнёт ноги в коленных и тазобедренных суставах и поставить стопу на поверхность стола. Этот рефлекс вызывается у детей с четырёхдневного возраста.
Когда стопы ребёнка опираются о поверхность стола, нужно наклонить его вперёд, так, чтобы одна нога сделала «шаг вперёд». На это ребёнок ответит автоматической ходьбой. Этот рефлекс не вызывается у детей с парезами и детей с ягодичным предлежанием.
· Исследования ротационнага движения.
Ребёнка держут под мышки в вертикальном положении, лицом к остеопату. Следует повернуть ребёнка сначала в одну, затем в другую сторону. В норме голова ребёнка повернётся вслед за туловищем. Если голову удерживают большими пальцами, то глаза ребёнка должны повернуться в сторону вращения. При наличии проблемы вестибулярного аппарата голова и глаза не двигаются вслед за туловищем. Этот тест позволяет очень рано выявить косоглазие.
4) Первое пальпаторное обследование и исследование подвижности в шейно-грудном отделе.
При этом подходе подушечки пальцев обследуют эту область и могут мобилизовать позвоночник ребёнка кпереди, кзади и латерально.
Нужно выбрать удобный момент, когда ребёок положительно отвечает на терапевтическую «игру» остеопата, и медленно и нежно уложить его на спину. Ребенок может продолжать свой «монолог» или отвечать остеопату гулением. Здесь (на фото 4) ребёнок смеётся, выражает свою радость и удовольствие.
5) Обследование таза, подвздошных костей и крестцово-поясничного сочленения.
Чтобы сохранить комфортное положение ребёнка и избежать нежелательных натяжений мышц шеи, подложите ему под затылок подушку. Этим вы избежите ненужных слёз, нарушающих контакт ребёнка с остеопатом и остеопатией.
· Обследование всего ансамбля позвоночника: поиск врожденных аномалий, зон ограничения движения. Проведите тест сегментарной подвижности.
Подушечки пальцев находятся сбоков от остистых отростков, оставшаяся часть руки охватывает тело ребёнка. Проведите тест подвижности мягко и не агрессивно. Посмотрите, какой внимательный вопрошающий взгляд у этого прекрасного малыша на фото 5!
В случае обнаружения зон ограничения движения немедленно проведите коррекцию. Её можно выполнять фасциальными, примыми или миотензивными техниками, в зависимости от слечая.
· Продолжаем остеопатический осмотр и переходим к исследованию шейного отдела позвоночника. Методично проделайте мягкие нежные аналитические движения флексии-экстенхии. Остопат должен быть сконцентрированным и внимательным к реакциям организма ребёнка: к любым врожденным аномалиям, сегментарным или глобальным потерям подвижности, ригидности шеи.
· Затылочный знак Брудзинского: при сгибании шеи кпереди (фото 7) отмечается болезненность и ограничение движения, часто сопровождающаяся сгибанием коленей и ТБС. Это свидетельствует о менингиальном воспалении.
Обратите внимание на то, что левая рука остеопата опирается о грудину ребёнка.
Ребёнок лежит расслабленно, прислушиваясь ко всему, что с ним делают. Он бодрствует и открывает для себя неизведанное. При таком нежном обращении остеопата ребёнок открывает для себя части своего тела. Теперь он знает, что существует и что его тело принажлежит ему. Он получает от своего тела неизвестные до этого ощущения, которые, как нам кажется, приносят ему удовольствие.
6) Исследование левой и правой ротации в шейном отделе.
Здесь мы обнаруживаем врожденный псевдо-тонический рефлекс. Он может появляться с рождения, но чаще с 2 месяцев и исчезает к 6 месяцам. Он заключается в том, что при повороте головы и приведении нижней челюсти к плечу, рука и нога на стороне поворота разгибаются, а рука и нога на противоположной – сгибаются (фото 8). Нужно помнить, что этот рефлекс должен исчезнуть к 6 месяцам. Если он остаётся, то можно подумать о серьёзном поражении на уровне шеи.
Шея – это место пересечения натяжений, мешающих ребёнку. Эти натяжения влияют на окципито-атлантоидальную область, которая становится болезненной при пальпации и которая беспокоит большинство младенцев. Нужно протестировать эту область и поделать краниальную работу. Но прежде нужно нормализовать структуры окципито-атлантного сочленения, освободить мышечно-фасциальные натяжения.
Исследование латеральной мобильности: правой и левой.
Посмотрите (фото 9-10) на позу остеопата, как он сидит, как располагаются его верхние конечности. Он исследует мобильность всем своим телом. Он составляет единое целое с ритмом структур младенца. Таким образом он избегает агрессивности и грубости в осмотре структур малыша, избавляя его от какого-либо риска.
В результате таких действий остеопата ребёнок «соглашается» на любые действия остеопата без крика и плача. Он терпеливо и даже с удовольствием переносит все тесты. Сразу же за диагностикой следует коррекция.
Осмотр нижних конечностей.
Примечание. У грудного ребёнка мобильность всех суставов больше. По мере роста ребёнка мобильность уменьшается.
Вальгус колена присутствует с 2-х до 6-10 – ти лет. Потом в принципе ноги становятся нормальными. Торсии большеберцовой кости снаружи во внутрь исправляются к 2-ум годам. Инкурвация костей нижних конечностей исчезает к 18-ти месяцам.
Итак. Мы осматриваем стопы малыша, чтобы обнаружить любую ригидность, любую врождённую аномалию: варусное искривление стопы, характеризующееся аддукцией плюсны. Вся стопа закручивается внутрь по своей продольной оси. Если плюсна стопы повёрнута внутрь по своей продольной оси и приведена в аддукцию, это свидетельствует к тому же о наличии метатарзального варуса.
В принципе здоровой стопой можно свободно манипулировать, т. к. она эластична во всех направлениях и не напряжена. В первые два года подошвенный рефлекс вызывает абдукцию плюсны по отношению к плюснево-предплюсневой линии и сильную флексию стопы.
Искривление стопы нужно начать лечить как можно раньше. Остеопатическое лечение, стимуляция подошвенных рефлексов, решение постуральных проблем и ортопедическая обувь позволяют зачастую избежать операции. Действие остеопата направлено на поиск правильного положения большеберцового столба, в целом, и на соотношение таранной и пяточной костей, в частности. Лечение будет протекать в течение долгого периода.
Тестирование тазобедренного сустава и бедра.
Для поиска подвывихов.
- Манёвр и признак Ортолани. Пациент лежит на спине. Ноги согнуты в тазобедренном и в коленном суставе под 90 градусов.отвести голени в абдукцию пока латеральная поверхность колен не коснётся кушетки. (фото 11).
Если подскок видимый, пальпируемый, а иногда и слышимый, значит имеется подвывих бедра. Головка бедренной кости расположена позади ацетабулюма. Значит, подушка абдукции.
- Признак Барлоу. Бедро в абдукции. Большой палец остеопата лежит на малом вертеле и давит кзади и кнаружи. Остеопат пальпирует подскок, обозначающий переход бедренной головки на заднюю часть бровки вертлужной впадины. Когда же давление снимают, подскок означает возвращение головки бедра в своё нормальное положение. Значит, бедро нестабильно.
После постнатального периода эти признаки затухают. И наоборот, отнеситесь внимательно к уменьшению абдукции бедра, что говорит о врождённом подвывихе бедра. Отмечайте все аномалии колена и аномалии его подвижности.
Тест, коррекция и уравновешивание крестцово-поясничной мобильности.
Этот тест выполняется с использованием движения флексии-экстензии, правой и левой ротации, правой и левой латеральной флексии.
Остеопат (фото 12), как и в предыдущем манёвре, сидит «верхом» на кушетке.он ищет зоны ригидности и контрактуры. Он оценивает общую гибкость таза ниже L5. Он ищет точку фокализации сил и точку равновесия мембран. Удерживает равновесие, потом тестирует ещё раз.
Тест, коррекция и уравновешивание сегментарной и глобальной мобильности грудо-поясничного и поясничного отдела позвоночника.
Остеопат ищет ригидные и болезненные зоны, оценивает общую гибкость во всех направлениях грудо-поясничного отдела позвоночника.
Описывая «восьмёрки», медленные и ритмичные круговые движения (фото 13), мы задействуем всю гемодинамику и вызываем внутри-брюшную стимуляция и стимуляцию малого таза.
Тесты и коррекции фасций и крестцово-подвздошного уровня.
Точки контакта (фото 14). Цефалическая рука «мостиком» стоит на тазе. Подушечки пальцев на контр-латеральной передней верхней ости подвздошной кости. Основание ладони на гомолатеральной передней верхней подвздошной ости.
Каудальная рука: два пальца (указательный и средний) или три пальца (указательный, средний, безымянный) на крестце.
Прослушивание крестца через иммобилизацию подвздошных костей. Прослушивание крестца при свободных подвздошных костях. Прослушивание подвздошных костей при иммобилизации крестца. Прослушивание подвздошных костей при свободном крестце. Прослушивание одной подвздошной кости по отношению к крестцу и другой подвздошной кости. И т. д. прослушивание её ритма. Силы и амплитуды. Коррекция возможных поражений.
Напоминаем! При флексии вершина крестца смещается кпереди, а основание кзади. При экстензии, вершина идёт назад, основание вперёд.
Практически! Максимально расслабьте все напряжения ваших рук и пальцев. Локоть должен опараться на кушетку и служить фулькрумом. Закрывая глаза\. Концентрируйте всё своё внимание на руке. Рука и крестец составляют единое целое. Рука адаптируется к ритму крестца. А крестец воспринимает ритм руки.
· Тесты, коррекция и балансировка тазовой диафрагмы.
Точки контакта: передняя рука остаётся на уровне таза. Крестцовая рука присоединяется к ней и остаётся пассивной. В этой технике именно передняя рука включает подвижность фасций.
Замечание: сначала нужно расслабить свою руку и дать информации от фасций дойти до вас. Затем нужно следовать за подвижностью фасций до точки равновесия натяжений и поддерживать его некоторое время до его расслабления, а затем отпустить тело и фасции. Вначале пальпация может быть очень поверхностной. Затем можно найти зону чувствительности через более дозированное усилие и подождать, пока тело ответит на это давление. Нужно следовать за движением фасций до места поражения, найти точку покоя, подождать расслабления натяжений и отпустить. Можно найти более глубокую зону, используя более жесткое давление и проделать такое же прослушивание (фото 14).
CATHIE рекомендует «при специфической роботе с глубокими фасциями следует спровоцировать чередование тракции и расслабления фасций». Расслабление должно быть мягким. Резкое расслабление может быть болезненным.
Варианты: Доктор Апплейджер в своей книге «Кранио-сакральная терапия» излагает немножко другую точку зрения. Он рекомендует поставить крестцовую руку поперек крестца. А гипотенар тазовой руки – на лоно. Оставшаяся часть руки располагается на выше лона (фото 39).
В общем освобождение внутри-тазовых натяжений и их балансировка улучшит амплитуду и равновесие краниальной подвижности. К тому же, эта техника положительно влияет на внутренние органы области таза, регулируя гемодинамику, дренаж и нервное проведение.
· Тест, коррекция и балансировка торако-абдоминальной диафрагмы.
У детей часто наблюдается гипертонус или контрактура этой диафрагмы.
Мышечно-фиброзная перегородка соединяет абдоминальные и торакальные фасции. Она соединяет тазовую диафрагму с черепной диафрагмой. Она имеет огромное значение, т.к. через неё проходят аорта, полая вена, пищевод и его сосуды, грудной канал, внутренняя грудная артерия и все большие и маленькие нервы внутренних органов – блуждающий (идущий из черепа через рваное отверстие), диафрагмальные нервы (из шейного отдела С3 - С5).
Мышцы диафрагмы связаны с квадратной мышцей поясницы, m.psoas, фасциями, прикрепляющимися к перикарду и т.д. Её дисфункция влечет за собой нарушения многих структур, органов, функций.
Точки контакта: (фото15) Одна рука лежит на грудо-поясничном отделе позвоночника D12, L1, L2 L3. У грудного ребёнка достаточно положить 3 пальца на эту область, а остальная часть руки охватывает тело ребёнка. Другая рука встаёт на область эпигастрия и нижний реберный край. У грудного ребёнка достаточно трёх пальцев: указательного, среднего и мезинца.
Техника идентична описанной выше. Рука на позвоночнике пассивна. Другая делает технику, следует за тканями, ищет точку равновесия, остаётся в ней до достижения расслабления давлений.
· Тест, коррекция и балансировка верхней грудной диафрагмы.
Очень важным местом в отношениях между грудной областью и черепом является отверстие, в котором походят артерии, вены и лимфатические сосуды. Если этим структурам что-то мешает на уровне апоневрозов и фасций, которые соединяют грудино-ключично-сосцевидную мышцу с трапециевидной, то гемо и лимфодинамика нарушается. Тогда дренаж не выполняет своих функций. В случае остеопатического повреждения шейно-грудного отдела позвоночника, первого ребра и ключицы весь этот важный перекрёсток будет работать с нарушениями и не в полную силу.
Данная техника имеет целью освободить верхнюю апертуру грудной клетки, расслабив соединительную ткань. Предварительный тест шейного и шейно-грудного отдела позвоночника тоже позволяет освободить и гармонизировать структуры этой области соответствующими техниками.
Техника: (фото16) Одна рука лежит на позвоночнике на уровне С7 D1 D2 D3. Эти позвонки должны лежать в ладони. У грудного ребёнка достточно трёх пальцев (указательного, среднего и мезинца. Другая рука находится на верхней и переднее-верхней части грудной клетки, покрывая собой грудино-ключичные суставы, уровень трахеи и верхний реберно-мыщелковый регион.
Замечания: Вертебральная рука остаётся неподвижной. Передняя рука тоже сначала ничего не делает. Затем она начинает прослушивание, создавая небольшое давление в переднее-заднем направлении. Потом она следует за ответом фасций, за подвижностью тканей и находит точку баланса натяжений. Тут она стоит до расслабления. Позвольте фасциям пойти в другую сторону, но не давайте им вернуться, а продолжайте следовать за ними до того момента, когда почувствуете снижение натяжений, которое проявится расслаблением тканей, фасций и ниже лежащих органов.
·
·
· Тест, коррекция и балансировка подзатылочной диафрагмы.
Цель: расслабить и отбалансировать натяжения подхатылочных фасций и мышц. Эта техника способствует расслаблению затылка.
Техника у новорожденных:
Точки контакта: ( фото17) Обе руки лежат под затылком. Средние пальцы контактируют с задней осью атланта. Указательный палец на уровне верхушки височного отростка (рядом с прикреплением грудино-ключично-сосцевидной мышцы). Безымянный палец позади среднего – около опистиона. Мезинцы скрещены на инионе. Большие пальцы – на наружных столбах лобной кости.
Вначале ничего не делайте. Дайте пальцам занять нужные положения в процессе расслабления мембран. Потом дайте затылку найти своё положение относительно атланта, который «поплывёт», когда мембраны расслабятся.
Далее большими пальцами подайте лобные кости кпереди, чтобы завершить манёвр. Это действие поднимает клиновидную кость и натягивает свободный край палатки мозжечка, что в свою очередь влияет на систему венозных синусов.
И, наконец, найдите точку равновесия на уровне натяжения мембран и постойте в ней до момента расслебления.
Повторите тест.
Эта техника позволяет:
- тестировать повреждения СБС (см главу 10),
- корректировать натяжения основания затылочной кости:
выравнивание основания, platy basia,
- тестировать и коррегировать ротацию чешуи затылочной кости,
- корректировать и моделировать затылочной отверстие,
- совершать декомпрессию и балансировку мыщелковых частей
затылочной кости (см главы 22).
Вот каким образом можно осуществить доступ к новорожденному на первом сеансе. В заключении перечислим все действия остеопата:
1. подход к новорожденному,
2. осмотр черепа и лица,
3. глобальный тест структуры и внутренних органов,
4. тесты – остеопатическая диагностика и программа лечения,
5. общее остеопатическое лечение: структуральное, висцеральное, краниальное,
6. анализ всех наблюдений, сделанных во время и после первого и следующего сеанса,
7. советы родителям по питанию и гигиене.
Остеопатический контроль за черепом ребёнка нескольких дней жизни
Второй случай.
А) Знакомство с ребёнком
На фото 18 ребёнок нескольких дней жизни. Он кажется очень активным, когда остеопат разговаривает с ним, хвалит его и привлекает его внимание. Нийдите сами те слова, которые помогут вам вступить в контакт с новорожденным: «Привет, я с тобой поиграю…, я тебя по головке пощекочу…, тебе понравится…». Если вы наберётесь терпения и войдёте в контакт с ребёнком, то он расслабится и это позволит вам обоим установить хорошие отношения. На фотографии 18 ребёнок слушает остеопата и смотрит на него. На фото 19 ребёнок уже расположен к остеопату. Это хороший момент для осмотра глаз, рта, контуров головы и черепа.
Б) Два варианта нахождения кранио-сакрального ритма.
Положение каудальной руки: либо между ягодиц, либо подход с поперечным положением руки относительно крестца.
Положение цефалической руки: в обоих вариантах техники одинаковое – рука охватывает затылок.
Замечания: эти две техники очень легки и комфортны как для остеопата, так и для пациента. (см описание этих техник выше).
Эти техники (подход к черепу и крестцу, расположение структур) должны выполняться очень мягко, не стрессируя ребёнка, который живо реагирует на любые внешние воздействия (фото20-21). Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, когда он находится в ваших руках. Иначе он откажется контактировать – будет плакать и дёргаться.
От нас требуется бдительность и спокойствие на первом сеансе. Длительность первого сеанса может быть минимум 45 минут или час. Первый контакт обуславливает весь ход дальнейшего лечения. На следующих сеансах хорошее краниальное лечение можно провести за 30 минут. Длительность сеансов выбирается исходя из необходимости проведения общих или специфических остеопатических краниальных техник.
В этой технике если вы найдете точку равновесия натяжений мембран твёрдой мозговой оболочки, то ребёнок успокоится и заснёт.
· Тест повреждений СБС с подходом через свод.
Это замечательная техника, т.к. ребёнок всё видит (см фото 22).
Указательные пальцы располагаются как можно ближе к большим крыльям клиновидной кости. Нужно встать как можно ближе к фронто-малярному сочленению и поставить указательный палец сразу позади него. Большие пальцы должны располагаться снизу головы ребёнка и создавать точку фулькрума и точку опоры для правильного выполнения техники.
Техника мягкая. Ребёнок почти спит, прикрыв глаза. Если просто запустить тест и следовать за ним, то внутри-черепные натяжения расслабятся и уже это успокоит ребёнка. Эти различные тесты позволяют узнать о наличии повреждений, полученных во время родов.
· Техника декомпрессии СБС.
Ребёнок лежит на спине. Одна рука остеопата – под затылочной костью, другая – на лобно-клиновидной области. Большим и указательным пальцами лобной руки остеопат охватывает наружные столбы лобной кости (фото 23).
В пределах структуры следует приподнять лобную кость кпереди и поддерживать структуру и натяжения мембран. Затылочная рука способствует расслаблению и переднее-заднему освобождению затылочной кости, сопровождая флексию и наружную ротацию её латеральных углов. Почувствовав каждую фазу этой декомпрессии, следует мягко прекратить технику. Ребёнок остаётся спокойным, не плачет. Техника выполняется в симбиозе ритмов ребёнка и остеопата.
· Более специфическая коррекция мыщелком затылочной кости.
Подложите под голову ребёнка подушку (фото 24). Это сделает технику коррекции более комфортной и позволит лучше её выполнить.
Здесь проделайте специфическую работу на мыщелках затылочной кости с обеих сторон (см описание техники в предыдущей главе).
Третий случай.
· Остеопатический контроль для ребёнка нескольких недель жизни.
В данном конкретном случае подход к ребёнку затруднен. Посмотрите (фото 25), как он смотрит на маму и спрашивает её «Почему ты меня бросаешь?». Его мама присутствует на сеансе, чтобы успокоить ео своим голосом и ласками.
Здесь общение не наживается так же легко, как с предыдущим ребёнком. Тогда нужно, чтобы ребёнок почувствовал ваше тело. Для этого обнимите его. Интуитивно он почувствует, что вы не желаете ему зла. Это его ободрит. Сначала поиграйте с ним, затем осмотрите, а потом переходите к остеопатическому осмотру.
· Тест верхних мембран и их подвижности.
Нийдите все зоны ограничения движения, все аномалии мембран и все нарушения подвижности.
Проверьте хватательный рефлекс, который должен исчезнуть к 3-4 месяцам. Голова ребёнка поддерживается в нейтральном положении, руки полу-согнуты. Остеопат кладёт свои пальцы в ладони ребёнка с локтевого края и слегка давит. Нормальным ответом считается сгибание пальцев, хватание пальца остеопата. Сосание благоприятствует хватанию и тесту. Если этот рефлекс остеается дольше 4 месяцев, то можно заподозрить церебральную проблему.
В норме новорожденные держат кулачки сжатыми. Но если это происходит дольше 2 месяцев, то то можно заподозрить неврологическую поблему. Следует обратиться к педиатру или неврологу.
Рефлекс Хоффмана проверяется лёгким постукиванием по локтевому краю ладони или мезинца. В ответ получим экстензию всех пальцев. Отсутствие рефлекса говорит о проблеме ЦНС.
На фото 26, 27, 28 представлен пример отсутствия общения между ребёнком о остеопатом. Ребёнок не смотрит на остеопата. Он отворачивается, избегает встречи взглядом с остеопатом. Но он позволяет проводить тесты, не плачит, хотя и проявляет незаинтересованность и безразличие.
На этих фото остеопат сидит верхом на столе. Он остаётся сконцентрированным на прослушивании структур и на ответе фасций и тела на тесты и на поиск подвижности. Остеопат не ведет диалог с этим ребёнком, позволяя ему оставаться в одиночестве. Он работает в тишине и очень нежно.
· Тесты, коррекция и балансировка структур бедра, тазо-бедренных структур и структур колена.
После поведения вышеописанных техник обратим внимание на ноги ребёнка (фото 29, 30). Ребёнок всё еще не желает общаться. Мама держит его за руку, чтобы успокоить его. Ребёнок общается с матерью, но отказывается общаться с остеопатом. Тем не менее, он позволяет работать.
· Тест ротации и латерофлексии поясничного отдела позвоночника.
Поищите зоны ограничения движения. Проведите технику расслабления пояснично-крестцовой области. Тесты проводите билатерально.
Ребёнок всё еще смотрит на маму (фото 31), которая держит его за руку. На второй фотографии ребёнок смотрит на папу, который фотограирует технику. Лицо ребёнка становится более выразительным, он открывается.
Техника прослушивания структур грудо-поясничного отдела позвоночника выявила наличие болезненной зоны натяжения. Посмотрите, как гримасничает ребёнок на фото 33. он готов заплакать. Прослешивание тканей, поиск точки натяжения, потом поиск точки равновесия и уравновешивание структуры. Для этого требуется очень малое: идите в напревлении повреждения, старайтесь не стеснять сустав, найдите точку его спокойствия, постойте там до расслабления натяжений.
Повторите тест.
· Тест, коррекция и балансировка крестца и крестцово-подвздошных сочленений.
Посмотрите, как работает остеопат на фото 34: его рука покрывает весь таз грудного ребёнка. Средний и безымянный пальцы располагаются на передне-верхней ости одной подвздошной кости. Основание этой же руки ледит на передне-верхней ости другой подвздошной кости. Вторая рука лежит на крестце.
Выполняется прослушивание и коррекция крестца относительно подвздошных костей, а так же подвздошных костей относительно крестца.
Ребёнок закрывает глаза и засыпает. Он всё время повёрнут в сторону матери.
· Тест СБС, сфено-окципитальный подход.
На фото 35 затылочная рука остеопата лежит не поперечно, а продольно. Преимущество такого расположения заключается в возможности выполнить множество техник одновременно. А именно: декомпрессия СБС, тест повреждений СБС, декомпрессия мыщелковых частей, тест и коррекция ротации и латерофлексии чешуи, моделирование затылочного отверстия, освобождение под-затылочных натяжений.
Этот ребёнок плачет, потому что он спал, а перемена положения головы и изменения подхода остеопата побеспокоили его. Может быть от плачет и от того, что лобная рука, нависающая над его глазами, закрывает часть его поля зрения.
Через восемь дней этому же ребёнку проводится второй сеанс.
Сеанс начинается с техники балансировки крестцово-подвздошных сочленений и натяжений мембран твёрдой мозговой оболочки (фото 36). Ребёнок снова засыпает, как только остеопат находит точку расслабления мембран. До того как уснуть, ребёнок всё время смотрел на мать.
За пошедшие восемь дней его голова и лицо изменили форму. При осмотре остеопат должен отметить все изменения. Он так же должен отметить все наблюдения за поведением ребёнка до и посе сеанса, сделанные родителями. Например, этот ребёнок проспал 14 часов не просыпаясь, чего с ним никогда не случалось.
Когда ребёнок засыпает во время сеанса, это всегда неажиданно-приятно для остеопат. Остеопат может провести все краниальные техники точно и без проблем. Но ребёнок засыпает очень внезапно. Если не помнить об этом и не предупредить об этом родителей, это может удивить их. Так же следует предупредить родителей о том. Что после сеанса ребёнок может проспать очень долго и пропустить несколько кормлений. Это явление не только нормально, но и является хорошим прогностическим признаком.
· Специфическая работа на подвздошных костях и крестцово-поясничном сочленении.
Большие пальцы остеопата стоят на подвздошных костях ниже передне-верхних остей (фото 37). Безымянные и мезинцы – на задне-верхних остях подвздошных костей. Указательный и средний пальцы - на пояснично-крестцовом сочленении. Ладони остеопата держат таз ребёнка и могут, если необходимо, работать на подвижности совокупности структур, чтобы направить таз или поясничный отдел позвоночника в такое положение, при котором возможно произвести специфичекую коррекцию структур и фасций.
· Специфическая работа на всём позвоночнике сразу с одновременным прослушиванием структуры и фасций.
Руки остеопата располагаются лодочкой по пбе стороны от позвоночника (фото 38). Таким подходом можно придать телу любые положения: ротации, латеро-флексии, латеральное положение, флексию, экстензию, чтобы начать поиск натяжений и точки баланса. Подушечки пальцев чувствуют, прослушивают, позиционируют и поддерживают нарушение, требующее лечения. Поиск точки баланса ведётся одним или двумя пальцами.
Такая работа проводится на протяжении всего позвоночника до шейно-грудного сочленения. Описание техник для шейного отдела см. выше – в первом рассмотренном случае.
Посмотрите на ребёнка: он спит. Значит, всё проходит хорошо. Его тело принимает каждую технику без напряжения и стресса.
Во всём данном лечении домнинрует анатомо-физиологический аспект. Ничего не делается наперекор структуре и фасциям. Это часто удивляет родителей. На первом сеансе они задают вопросы: «Что вы сделали с моим ребёнком? Он же такой маленький! Вы ему больно не сделаете? И т.д….» И только когда родители вникают в факт участия ребёнка в этой работе, они успокаиваются. Они благодарят нас, когда видят результаты, полученные на первом, втором и третьем сеансах остеопатии.
· Специфическая работа на диафрагмах по доктору Апплейджеру.
По книге доктора Апплейджера «Кранио-сакральное лечение», Париж 1983.
(фото 39, 40, 41, 42)
Фото 39: работа на тозовой диафрагме.
Фото 40: работа на грудной диафрагме.
Фото 41: работа на верхнегрудной диафрагме.
Фото 42: работа на шейной или подзатылочной диафрагме окципито-сфеноидальным подходом.
Посмотрите, как спокойно спит этот ребёнок нескольких недель жизни (фото 41), как расслабленны черты его лица. Так хорошо осматриваются лоб, теменные кости, рецепторы и находятся различные аномалии. Однако у этого ребёнка никаких аномалий нет (фото 42). У него присутствует проблема не уровне мыщелков затылочной кости.
· Тесты и коррекция повреждений СБС.
Ребенок всё еще спит (фото 43). Он спокоен и расслаблен. Благодаря этому можно будет провести все тесты, хорошо сконцентрировавшись. Легко будет произвести прослушивание. Затем с той же лёгкостью выполним и коррекции.
· Специфическая коррекция и декомпрессия базилярных частей затылочной кости.
Лобная рука: средний палец – на метопическом шве, указательный и безымянный – с боков от наружных столбов лобной кости.
Затылочная рука: указательный и средний или средний и безымянный пальцы – как можно ближе к задней дуге С1, с двух сторон от затылочного отверстия.
Техника: производится сначала продольная, а затем поперечная декомпрессия двумя пальцами буквой «V». Пошлите волны лобной рукой (см. главу 16).
Во время всего второго сеанса этот ребёнок спал, как сурок (фото 44). Его родители были очень удивлены. Причиной всему этому – особый тип отношений, сложившийся между остопатом и ребёнком на первых сеансах. Эти отношения исключают «распорядок дня» и диктатуру. Это позволяет остеопату добиться терапевтической цели – подвижности всех составных частей черепа ребёнка.
Если сложно работать с ребёнком в положении лежа на спине, то возможно оставить его на руках матери и работать таким образом (фото 45). Ребёнок при этом может сосать грудь матери или соску. Это заставляет остеопата подстраиваться под различные ситуации. Так же непросто тестировать череп, когда ребёнок без конца двигается. В этом случае нужно найти предметы, которые привлекут внимание ребёнка. Используйте цветные игрушки, музыкальные шкатулки, погремушки, рассказ или пение мамы. Все эти маленькие хитрости позволят вам протестировать череп.
Постарайтесь найти ключевую точку, расслабляющую натяжения мембран. Это успокоит ребёнка, и он уснёт. Но так получается не всегда и не сразу.
Часто родитела посят объяснить, что делает остеопат с черепом ребёнка. Нужно всё им тсчательно объяснить. Знание черепа даёт понимание.
Когда вы закончите объяснения, не забудте рассказать историю о докторе Стилле. Однажды родители спросили у доктора Стилла, что он делает. А он, как обычно, ответил: «Я делаю то, что тело ребёнка просит меня сделать». Тогда родители поинтересовались: «А что делать нам?». Стилл ответил: «Позвольте матушке-природе сделать всё остальное!»
Глава 24
Выполнение остеопатических техник несколькими операторами.
Введение.
Закончим рассмотрение рассмотрение данного подхода работой несколькими операторами. Впрочем в частном кабинете это не всегда легко организовать. Не всегда удаётся согласовать время и возможности каждого оператора.
И один оператор способен очень хорошо выполнить работу по нормализации структурЮ черепаЮ крестца и фасций тела. Но в некоторых конкретных случаях это занимает слишком много времени.
Для достижения большей эффективности и в трудных и серьёзных случаях такая работа может иметь большое значение. В лёгких случаях это не обязательно. В плане практической реализации есть множество способов работы. Вот некоторые идеи.
Если вы один.
Вашим ассистентом могут стать родители. Им следует всего навсего объяснить, как функционирует крестец, как ставить руку под крестец и что от них требуется. Это зпймёт у вас не больше пяти минут. К тому же родители любят участвовать в лечении своих детей. Это также помогает установить хороший контакт между остеопатом, ребёнком и его родителями.
Родители могут помочь вам сохранять краниальную «постуру», лифт и декомпрессию. Вы можете помочь себе скрученным полотенцем, поместив его под крестец, а можете поставить маму на голову, а папу на крестец.
Это сразу улучшает обстановку. Каждый старательно выполняет свою роль, в первый раз несколько неуклюже, затем всё лучше и лучше. Каждый чувствует свою ответственность.
Если рядом с вами ваш коллега-остеопат.
Организуйте ваше расписание работы таким образом, чтобы один раз в месяц вы работали в паре, так как трудные случаи требуют профессиональной помощи.
Даже очень занятой ваш коллега с обширной клиентурой может посвятить один день месяца для консультирования маленьких детей и оказание им педиатрической помощи.
Примечание.
В этой главе мы не будем комментировать техники, т.к. вы найдете описание всех их технических деталей и описание самих маневров в предыдущей главе. Будут даны лишь основные примечания и наблюдения, а фотографии и рисунки говорят сами за себя.
А – техники, выполняемые двумя операторами (фото 1).
Остеопат со стороны ребенка выполняет краниальное прослушивание через окципито-сфеноидальный доступ.
Его коллега стоит на крестце и оценивает его подвижность.
Обратите внимание на правильную позицию операторов, их сосредоточенность, комфорт и на спокойное поведение пациента 5 лет.
Примечание.
Положение руки остеопата на голове ребенка может затем без всякого движения послужить выполнению маневра освобождения и коррекции внутрикостного поражения затылка.
Техника двумя операторами (фото 2).
Остеопат в головах этого же ребенка оценивает краниальный ритм и поражения СБС через доступ со стороны свода.
Его коллега прослушивает крестец относительно подвздошных костей.
Обратите внимание на положение указательного пальца (позади лобно-скулового сустава на кончике большого крыла сфеноида). Положение руки и предплечья таковы, что возможен крепкий захват подвздошных гребней с каждой стороны.
Подголовник кушетки слегка поднят, чтобы избежать ненужного напряжения на затылке и шее.
Примечание.
В этой работе нескольких операторов главным является согласованность между тем оператором, который находится у головы ребенка и тем, который у крестца. Они общаются через ткани пациента, которые посылают сообщения рукам операторов. Их коммуникация это необыкновенная вещь.
Не зная остеопатии, трудно понять слова Стилла: «Пальцы, которые думают, чувствуют и видят». В краниальной и фасциальной остеопатии эти слова имеют особое значение. Пальцы ведут остеопата в его поиске и понимании тела.
Операторы напрямую контактируя друг с другом через твердую мозговую оболочку. Они получают одни и те же послания, одну и ту же информацию о здоровье или болезни, о гармонии и равновесии или о дисторции и дисгармонии в одно и то же время. эти четыре руки, лежащие на маленьком теле ребенка, прослушивают, чувствуют и видят все то, что передает им структура.
На втором этапе эти руки дадут благоприятный ответ на этот запрос, соответствующий потребностям структуры. Истинное величие остеопатии Стилла раскрывается именно на этом уровне и заключается в способности слушать структуру в её мобильности, пластичности, собственном ритме. В этом состоит истинный концепт и философия остеопатии.
Техника двумя операторами (фото 3, стр. 465).
Один остеопат стоит на голове ребенка и выполняет маневр дефлексии затылочной чешуи.
Его коллега удерживает крестец в точке баланса. Он может оценить,
как ведут себя подвздошные кости по отношению к крестцу. Он может найти точку баланса подвздошных костей по отношению к крестцу и удерживать всё вместе в этой точке.
Примечание.
Эта позиция цефалической руки возможна при лобно-затылочном подходе.
В этой работе в паре, когда операторы встали на точку равновесия мембран взаимоного натяжения, они прослушивают несколько минут и если не помешают прослушиванию, заняв неправильные позы, то почувствуют, как живые силы тела работают под и в их руках на уровне структуры и фасций.
Иногда нас удивляет мощь этой силы и мы отчетливо слышим, как расслабляются мембраны сразу же после коррекции. Все становиться свободным, теплым и подвижным. Ткана, фасции расслабляются и становятся эластичными. Кровь циркулирует, ускоряются обмены, жизнь и функции берут верх. Сустав освобождается и обретает свою гармонию. Не это ли называется чудом остеопатии тела !