Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 401-430).
Коррекция поражений во внутренней ротации теменной кости. (фото 36-37).
Поза ребёнка: идентична позе при тесте.
Поза остеопата: идентична позе при тесте.
Точки контакта: идентичны тесту.
* Метод аггравации.
Манёвр.
Мягко направить теменную кость во внутреннюю ротацию. При экстензии СБС послать импулс наружным латеральным углам назад, внутрь и вверх. Потом следовать тем же выше изложенным советам.
Мягко и дозировано послать теменную кость в наружную ротацию. Найти точку равновесия. Стоять на ней, пока не уйдёт натяжение мембран. Помогать себе жидкостями и крестцом.
Техника моделирования теменной кости. (фото 38).
1) Если теменной бугор слишком выступает: (схема 2 стр. 505).
После освобождения периферических швов и вероятных поражений теменной кости выполняют моделирование: подушечки пяти пальцев разместить вокруг теменного бугра, потом выполнить дивергентные движения скольжения для мягкого разглаживания бугра.в его сторону послать контр-латеральную волну.
2)Если бугор уплощён: (схема 1).
Подушечки пальцев одной руки аспирируют, «подсасывают» регион, вызывая конвергентное скольжение, которое моделирует теменной бугор. Другая рука направляет контр-латеральную волну.
3) В случае дисторсии бугра: (схема 3).
Прямым манёвром идти в направлении, противоположном дисторсии. Предварительное прослушивание укажет на направление коррекции. Искать точку равновесия натяжений. удерживать. Ремоделировать, если необходимо.
Техника париетального spread,а. (фото 39-40).
Цель.
Освободить теменные кости. Освободить их интер-париетальную структуру. Воздействовать на натяжение мембран твёрдой мозговой оболочки, палатку и серп мозга: действие на верхний и нижний продольные синусы.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы.
Точки контакта.
Обе руки по обе стороны теменных костей. Указательные пальцы на кончике латеральных наружных углов теменной кости. Мизинцы на задних латеральных углах. Остальные пальцы равномерно распределяются между указательными и мизинцами. Большие пальцы скрещены с каждой стороны от межтеменного шва.
Манёвр.
1) Большие пальцы разводят межтеменной шов, разглаживая с каждой стороны. Указательные и мизинцы индуцируют наружную ротацию теменных костей (наружные латеральные углы идут вперёд, кнаружи и вниз).
2) Найти точку равновесия мембран и точку баланса. Удерживать до расслабления.
3) Дать теменной кости пойти во внутреннюю ротацию. Тестировать мобильность теменнйо кости.
Примечания.
Этот манёвр оказывает совсем специфическое действие на расслабление серпа мозга и палатки мозжечка. Опускание сагиттального шва обеспечивает расслабление вертикальной и верхнее-нижней части внутри-черепных мембран.
Поиск наружной и внутренней ротации теменной кости играет роль прокачивания для продольных венозных тканей, особенно для верхнего продольного синуса. Он проходит внутри твёрдой мозговой оболочки серпа мозга, который прикрепляется вдоль межтеменного шва, затем идёт вдоль метопического шва, чтобы прикрепиться на отростке криста-галли решетчатой кости (переднее-верхняя часть).
Подвижность теменных костей и костей черепа в целом обеспечивает хороший дренаж синусов, благодаря различным чередующимся движениям: наружной флексии-ротации, внутренней экстензии-ротации СБС и периферических костей.
Техника париетального лифта. (фото 41-42).
Цель.
1) Освободить теменную и соседние кости: лобную, височную, сфеноид, затылочную.
2) Воздействовать на дренаж крови. Верхний продольный синус.
3) Постуральное удлинение серпа мозга и палатки мозжечка, благодаря разведению сагиттального шва и основания черепа. Под швом находится срединное прикрепление серпа мозга, которое ниже продолжается прикреплением палатки мозжечка.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы.
Точки контакта.
Указательные пальцы – на наружных латеральных углах теменных костей. Мизинцы на задних латеральных углах. Большие пальцы скрещены над брегмой и образуют фулькрум.
Стр. 508. теменная кость 3.
Фото 39-40. Париетальный spread.
Фото 41-42. Париетальный лифт.
Манёвр.
1) Развести теменную кость, большое крыло сфеноида и височную чешую. Нажимать кнутри, т. к. на этом уровне теменная кость скошена кнаружи. Большое крыло сфеноида и височная чешую имеют внутренний скос и лежат на теменной. Почувствовать разведение и только после этого приступать ко второму этапу манёвра.
2) лифт, т. е. поднимание теменной кости вверх (к вертексу). Удерживая лифт, постурируем серп мозга. К тому же, удерживая лифт в точке равновесия мембран, можно спровоцировать внутреннюю или наружную ротацию теменной кости.
3) Выполнить лифт и спровоцировать наружную ротацию теменной кости, подталкивая вперёд наружные латеральные углы теменной кости.
4) Далее, позволить продолжаться флексии-экстензии СБС, наружной и внутренней ротации периферических костей, ускоряя или замедляя его ритм, как динамо-геническое понятие краниального ритма и гемодинамическое - в плане кровообращения.
Техника освобождения теменных швов.
1) Принципом V-spread (глава 13).
2) Принципом разведения.
А) Коронарный шов.
1) Принципом V-spread.
Указательный и средний палец образуют « V». Они лежат по обе стороны той части шва, которую вы собираетесь тестировать и освобождать. Диаметрально противоположная рука посылает жидкостную волну в направлении шва.
Принцип одинаков для всех шовных коррекций через V-spread.
2) Принципом разведения. (фото 44).
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы ребёнка, контрлатерально и в ¾.
Принцип: разведение и прямое освобождение швов с учётом смены направления скоса суставных поверхностей.
Точки контакта:
Пример: голова ребёнка лежит на левой стороне. Остеопат справа и работает с правой теменной костью.
Цефалическая рука (левая): указательный палец лежит на лобной кости между брегмой и стержневой точкой. Безымянный на лобной кости между стержневой точкой и птерионом (пальцы развёрнуты в направлении к теменной кости). Средний палец на стержневой точке (ось).
Каудальная рука (правая):указательный палец одной руки на теменной кости и смотрит на указательный палец, лежащий на лобной. Он лежит между брегмой и стержневой точкой. Безымянный на теменной смотрит на безымянный на лобной и лежит между стержневой точкой и птерионом. Средний на стержневой точке.он смотрит и является продолжением среднего пальца, лежащего на лобной кости, обозначая ось подвижности теменной кости.
Манёвр:
1) Глобальное разведение коронарного шва. Подушечки всех пальцев делают противоположную тракцию.
2) При выполнении разведения и в соответствии с скосами теменной и лобной костей:
- безымянный палец на лобной кости давит внутрь, чтобы освободить лобную кость, на которую легла теменная на участке между стержневой точкой и птерионом,
- указательный палец на теменной кости давит внутрь, чтобы освободить теменную кость, на которую легла лобная между брегмой и стержневой точкой.
- оба средних пальца служат фулькрумом и стержневой точкой для этого манёвра разведения.
Стр. 510. Теменная кость 4.
Фото 43. V-spread на коронарном шве.
Фото 44. Разведение коронарного шва.
Фото 45. V-spread парието-сфеноидальном шве на уровне птериона.
В) ПАРИЕТО-СФЕНОИДАЛЬНЫЙ ШОВ. (птерион).
1) Через V-spread (фото 45).
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны теменно-париетального шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.
2) Через разведение (фото 46).
Один палец, указательный или большой, одной руки на теменном краю, один палец, указательный, другой руки на краю большого крыла сфеноида. Разводить пальцы, освобождая одну кость от другой.
Скосы: на этом уровне на теменной лежит большое крыло (наружный скос).
Примечание.
Значит, на этом уровне для разведения надо слегка нажать кнутри на край теменной кости.
С) ТЕМЕННО-СКВАМОЗНЫЙ ШОВ (височная кость)
1) Через V-spread (фото 47).
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.
2) Через разведение (фото 48).
Большие пальцы: один на чешуе, другой на теменной кости.
Скосы: на этом уровне височная чешуя имеет внутренний скос и наплывает на наружный скос теменной.
Примечание.
D)Теменно-сосцевидный шов. (Астерион).
1) Через V-spread.
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.
3) Через разведение.
Двумя большими или указательными пальцами обеих рук.
Скосы: теменная с наружным скосом. На неё наплывает височная с внутренним скосом.
Примечание: при разведении легко нажать кнутри на теменную часть.
Стр. 512.
Теменная кость 5.
Фото 46. Разведение парието-сквамозного шва. Птерион.
Фото 47. V-spread на парието-сквамозном шве.
Фото 48. разведение парието-сквамозного шва.
Теменная кость 6.
Фото 49. V-spread на парието-окципитальном шве. (Лямбдоидальный).
Фото 50. Разведение парието-окципитального шва. (Лямбдоидальный).
Фото 51. V-spread на интерпариетальном или сагиттальном шве.
Е) Парието-окципитальный шов или лямбдоидальный шов.
1) Через V-spread. (Фото 49)
Указательный и средний палец в «V» по обе стороны лямбдоидального шва. Другая рука, лежащая диаметрально противоположно, посылает волну жидкости.
2) Через разведение (фото 50).
Пример для разведения с левой стороны: голова повернута в правую сторону; остеопат стоит латерально справа у гловы пациента.
Точки контакта:
Цефалическая рука (левая):
- Указательный палец стоит на теменной кости ниже оси и выше чешуи теменной кости, палец смотрит в сторону лямбдовидного шва;
- Средний палец лежит на стержневой точке и обозначает ось теменной кости, проходя через стержневую точку;
- Безымянный палец находится выше оси и выше среднего пальца и ниже сагиттального шва.
Каудальная рука (правая): лежит над затылком и принимает череп в свою ладонь;
- Указательный палец лежит напротив указательного теменного пальца и смотрит на него;
- Средний находится напротив теменного среднего и смотрит на него;
- Безымянный палец смотрит на теменной безымянный.
Маневр.
1) Развести затылочно-теменной шов путем тракции в противоположныйе стороны, работая подушечками всех пальцев.
2) Стремясь к этому разведению и в соответствии со скосами различных суставных поверхностей теменной и затылочной костей:
- безымянный теменной кости нажимает кнутри, чтобы отодвинуть теменную кость, которая покрыта затылочной (наружный теменной скос);
- указательный затылочный палец нажимает одновременно кнутри, чтобы отодвинуть затылочную кость на которой лежит теменная (внутренний теменной скос).
3) Тестировать ещё раз техникой V-spread или техникой мобильности для теменной и затылочной костей.
F) Cагитальный или межтеменной шов.
1) Через V-spread. (Фото.51)
Указателный и средний пальцы по обе стороны той части шва, которая тестируется и лечится. Диаметрально противоположная рука посылает волну жидкости.
2)Через разведение (фото 52).
В головах пациента.
Точки контакта:
Скрещенные большие пальцы лежат по обе стороны межтеменного шва.
Указательные – под наружными латеральными углами теменных костей.
Безымянные – на задних латеральных углах теменных костей.
Маневр.
Большие пальцы раздвигают шов, слегка надавливая с каждой стороны сагиттального шва. Указательный и безымянный пальцы индуцируют наружную ротацию теменной кости.
Стр. 515.
Теменная кость 7.
Фото 52. Разведение сагиттального шва.
Фото 53. Освобождение Брегмы.
Фото 54. Освобождение Лямбды.
G) Освобождение брегмы (фото 53).
Положение ребёнка: лежа на спине,
Положение остеопата: в головах.
Точки контакта: большие пальцы перекращены на теменных костях, как можно ближе к брегме. Указательные пальцы – на наружных латеральных углах теменных костей. Безымянные – на задних латеральных углах теменных костей.
Манёвр:
1) развести большие пальцы в стороны,
2) привести теменные кости в наружную ротацию. Привести наружные латеральные углы кпереди.
3) Дойти до точки равновесия.
4) Поддерживать равновесие до наступления расслабления натяжений мембран.
Н) Освобождение лямбды (фото 54).
Положение ребёнка: лежа на спине,
Положение остеопата: в головах.
Точки контакта: большие пальцы скрещены и стоят с каждой стороны теменных костей как можно ближе к лямбде. Мезинцы – на инионе, указательные – на наружных латеральных углах теменных костей.
Манёвр:
1) расходящимся движением большие пальцы освобождают точку лямбды,
2) мезинцы флексируют затылок,
3) указательные посылают наружные латеральные углы теменные костей вперёд,
4) найдите точку равновесия. Поддерживайте равновесия до момента расслабления. Повторите тест.
Височная кость.
Тест глобальной подвижности височной кости (фото 55-56-57).
Положение ребёнка: лежа на спине,
Положение остеопата: сидя в головах.
Точки контакта: перекрестите пальцы обеих рук под чешуёй височной кости, так чтобы височная кость лежала в ладонях. Возвышения тенара соприкасаются с сосцевидными порциыями кости, а большие пальцы – с сосцевидными отростками.
Манёвр:
1) пассивное прослушивание: ничего не делайте. Дайте возможность информацииот структуры поступить к вам.
Для этого нужно:
- хорошо представлять ось подвижности затылочной кости: она проходит косо сзади наперёд, снаружи кнутри и снизу вверх, походя через ярёмную поверхность сзади и вершину каменистости спереди;
- помнить о том, что во время флексии СБС базилярная часть затылка поднимается, что влечет за собой поднятие вершины каменистости (расположение в канавке и лангете). Чешуя идёт кпереди, кнаружи и книзу. Вершина скулового отростка опускается. Сосцевидный отросток направляется по оси ротации кнутри, кзади и вверх. Фулькрум, расположенный на уровне прямого синуса совершает движение вперед и вниз. Палатка уплощается и идёт кпереди. Во время экстензии – всё точно наоборот.
2) перцепция подвижности височной кости: во время флексии СБС остеопат должен почувствовать наружную ротацию височной кости: большие пальцы, находящиеся на сосцевидных отростках, чувствуют движение кзади и кнутри. Во время экстензии СБС и внутренней ротации височной кости тенары чувствуют движение кнутри и кзади.
3) Запомните это глобальное движение: его свободу, частоту, ритм и амплитуду.
Тест наружной ротации височной кости (фото 55-57).
Точки контакта: те же, что и для предыдущего теста.
Манёвр:
1) следовать за ритмом наружной/внутренней отации. В начале наружной ротации подать импульс, чтобы запустить наружную ротацию: большие пальцы билатерально слегка «давят» на сосцевидные отростки кнутри и кзади, затем следуют за движением.
2) Во время этойнаружной отации височной кости почувствуйте качество движения и вздутие под тенарами.
3) Запомните подвижность или её ограничение.
Тест внутренней ротации височной кости (фото 55-57).
Точки контакта: те же, что и для предыдущего теста.
Манёвр:
1) во время экстензии СБС и внутренней ротации височной кости: запустить внутреннюю ротацию, слегка «надавив» на сосцевидные порции кости тенарами кзади и кнутри. следовать за движением.
2) Запомните качество движения, подвижность или её ограничение.
Замечание: после выполнения обоих тестов нужно сравнить их резулььаьы на уровне качества движения и подвижности в двух направлениях и с двух сторон. Двусторонние повреждения в наружной отации – редкость. Чаще встречаются двусторонние повреждения во внутренней ротации. Они сопровождают экстензию СБС.
Стр. 518: Височная кость 1.
Фото 55: первое положение рук.
Фото 56: тесты и коррекция височной кости.
Фото 57: второе положение рук.
Стр. 519: Височная кость 2.
Фото 58: Замечание: пальцы атылочной руки находятся около сосцевидного отростка, а не на нём!
Фото59: двусторонние тесты и коррекция височных костей. Это положение позволяет так же провести дифференциальный затылочно-височный тест.
Тест и коррекция двусторонней наружной ротации височной кости (фото 59-59).
Цель: тест и коррекция двустороннего поражения височной кости в наружной ротации травматической природы.
Положение ребёнка: лежа на спине.
Положене остеопата: сидя в головах ребёнка.
Точки контакта (со стороны поражения и теста, например справа):
Правая рука: большой и указательный пальцы всерху и снизу от скулового отростка. Безымянный и мезинец – на сосцевидном оростке: Безымянный – на верхушке, а мезинец – на сосцевидной порции. Средний палец - в наружном слуховом проходе.
Левая рука: её ладонь держит чешую затылочной кости. Рука лежит поперек кости, её пальцы – около сосцевижного отростка, но не на нём.
Менёвр-тест:
1) Запустить флексию. Левая рука под затылочной костью следует за движением затылка, приводя чешую аниз и вперёд.
2) Правой рукой запустить височную кость в наружную ротацию: большой и указательный опускают скуловой отросток кнаружи, в то время как безымянный нажимает на вершину сосцевидного отростка, сообщая ему импульс кнутри и кзади, провоцируя эту ротацию.
3) Дать сформироваться движению. Запомнить его качество подвижности или ограничения. Сравнить с противоположным тестом: экстензией.
Определить диагноз поражения.
Коррекция.
Если поражение в наружной ротации, височная кость легче идёт в наружную ротацию, чем во внутреннюю.
1) Поза, как тля теста: височная кость в наружной ротации через затылочную -------- флексия СБС и через «ключ-бабочку» наружная ротация височной. Ребёнок может повернуть голову слегка влево (в противоположную от манёвра сторону), подзатылочные пальцы противостоят этой ротации, что приводит к затылочно-сосцевидному освобождению.
2) Найти точку равновесия. Стоять на ней до расслабления.
3) Использовать крестец для флексии (основание вперёд, вершина назад). Грудной клеткой послать жидкости от противоположного лобного бугра, со стороны, противоположной крестцу или от лодыжки, противоположной поражению.
Дифференциальный тест: затылочно-височный.
Вариант.
Можно тестировать височную кость по отношению к затылочной, иммобилизуя затылочную. Затем тестировать затылочную по отношению к височной , иммобилизуя височную. Потом тестировать обе предыдущим способом.
Примечание. Таким образом можно узнать, какая из двух костей виновна в нарушении хорошей мобильности затылочно-височного сегмента, чтобы выполнить более специфическую работу освобождения швов.
Тест и коррекция внутренней односторонней ротации височной кости.
(Фото 58-59).
Поза ребёнка: такая же.
Поза остеопата: такая же.
Точки контакта: те же.
Тест: со стороны теста или поражения (справа, например):
1) Запустить экстензию СБС. Левая рука запускает это движение, мобилизуя чешую вверх и назад.
2) Правая рука запускает височную кость во внутреннюю ротацию. Большой и указательный поднимают кнутри скуловой отросток, в то время как мизинец давит сосцевидную часть кнутри и кзади.
3) запомнить движение в его качестве и мобильности. Сравнить в уме с наружной ротацией. Сделать диагнозпоражения.
Коррекция поражения во внутренней ротации.
1) занать положение для поражения во внутренней ротации. Ребёнок может слегка повернуть голову в эту же сторону, т. е. вправо.
2) Найти точку баланса. Удерживать до расслабления натяжений мембран. Запустить крестец в экстензию (вершина вперёд, основание назад. Помощь дыхания. Волна жидкости.
Тест билатеральной внутренней ротации с одной стороны. С другой стороны.
(фото 55 и 57).
Цель: одновременно тестировать различные ротации в их подвижности.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы.
Точки контакта:
Затылок лежит в ладонях обеих рук, возвышение Тенар на сосцевидной порции, большой палец на сосцевидной вершине.
Манёвр:
1) Запустить височную кость в наружную ротацию большим пальцем одной руки, сообщающим импульс сосцевидной вершине кнутри и кзади.
2) В это время запустить височную кость с противоположной стороны во внутреннюю ротацию, а возвышением Тенар дать импульс на сосцевидную часть кнутри и кзади.
3) Сравнить движения мобильности в их качестве. Какая из двух височных костей более свободна и в каком направлении?
Примечания.
- Ограничение подвижности в наружной ротации, свобода во внутренней ротации = поражение во внутренней ротации.
- Коррекция может выполняться уже указанным манёвром и по тем же принципам: идти по направлению поражения, найти точку равновесия, удерживать, получить расслабление, тестировать.
- Использовать натяжение мембран (крестец).
- Использовать помощь дыхания: апное на вдохе, если поражение во флексии или в наружной ротации. Задержка дыхания на выдохе, если поражение в экстензии или во внутренней ротации.
- Использовать волну жидкости, идущую с диаметрально противоположной от поражения стороны.
Височно-затылочные поражения.
Объединяют три типа важных поражений:
- петро-базилярные поражения,
- петро-югулярные поражения,
- окципито-мастоидальные поражения.
А) Петро-базилярные поражения (фото 60-61).
Цель:
Освободить и уравновесить петро-базилярные артикулярные составляющие. Петрозная половина вращается в затылочной борозде (система затылочной борозды и петрозной лангеты височной кости).
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: в головах.
Точки контакта: (для петрозно-базилярного поражения справа):
Правая рука: средний палец в наружном слуховом отверстии, безымянный – на вершине сосцевидного отростка, указательный и большой – над и под скуловым отростком височной кости.
Левая рука: лежит поперёк под затылком.
Манёвр.
1) Запустить экстензию затылочной кости, т. е. послать импульс вверх и назад (левая рука).
2) Правая рука запускает височную кость в наружную ротацию. Указательный и большой палец посылают импульс вниз, вперёд и кнаружи к скуловому отростку височной кости. Одновременно безымянный даёт импульс вершине сосцевидного отростка внутрь и назад.
3) Искать точку равновесия. Удерживать.
4) Тестировать висок-затылок.
Примечание. Этому манёвру предшествуют и за ним следуют все специфические или общие коррекции височной, затылочной костей или СБС.
В) Петро-югулярные поражения (фото 61-62).
Цель:
Регармонизировать работу сустава. Физиологическую – между югулярным отростком затылочной кости и югулярной поверхностью височной.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: в головах.
Точки контакта: идентичные петро-базилярным.
Манёвр (для петро-югулярного справа).
1) Декомпрессия височно-затылочного сочленения. Взять всю затылочную кость целиком и тянуть кнаружи по оси среднего пальца остеопата.
2) Как только почувствуешь декомпрессию и точку равновесия, тогда провоцируй наружную ротацию височной кости. Большой и указательный палец сообщают скуловому отростку импульс вниз и кнаружи. Безымянный – импульс кнутри и кзади, вершине сосцевидного отростка.
3) Затылочная рука посылает импульс вперёд и вниз, к затылочной чешуе.
4) Найти точку равновесия. Удерживать её. Апное. Крестец во флексии.
5) Ещё раз тестировать.
Стр. 523. Декомпрессия и разведение петро-базилярного сустава.
Фото 60. Затылочная рука посылает затылочную кость вверх и назад – экстензия. Височная рука посылает височную кость в наружную ротацию.
Фото 61. Височная рука тянет височную кость кнаружи по оси своего среднего пальца, потом посылает её в наружную ротацию. Затылок во флексии.
Фото 62. Петро-югулярная декомпрессия и освобождение.
Примечание.
Этот манёвр обеспечивает корректное открытие пролива югулярной вены. Он становится манёвром дренажа, восстановления ритма, как только происходит освобождение.
Манёвр венозного дренажа ведёт к прокачиванию югулярной вены (95% венозной крови черепа).
С) Затылочно-сосцевидные поражения.
Цель: освобождение от компрессий травматического характера (ушиб, хлыстовая травма).
Механизм поражения:
Ребёнок получает удар сзади по голове. От удара затылочная чешуя сдвигается кпереди и слегка вверх. Базилярный отросток опускается. Через свои анатомические отношения с артикуляцией в виде канавки и лангеты он увлекает за собой, т. е. вниз, петро-базилярный сустав. В целом, этот травматический односторонний механизм порождает блокирование затылочно-сосцевидного сочленения, что может нарушить его функции: вызвать анормальное натяжение палатки с возможной реперкуссией на 4-ый желудочек и латеральный синус.
Анатомический экскурс:
Нужно помнить, что при флексии СБС затылок идёт вперёд, в то время как височная кость идёт назад, как раз на уровень этой затылочно-сосцевидной борозды. Именно такое движение мы используем, когда свинчиваем винтовую крышку (например, со стеклянной банки с огурцами).
Несколько манёвров коррекции затылочно-сосцевидного поражения.
1) V-spread.
2) Техника агравирования.
3) Прямая техника.
4) Альтернативная техника.
1) V-spread (фото 66-67).
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы ребёнка.
Точки контакта:
Для затылочно-сосцевидного поражения справа. Слегка повернуть влево голову ребёнка, чтобы освободить поражение. Правильно найти затылочно-сосцевидное сочленение и прикрепления.
Правая рука: указательный палец встаёт на кончик сосцевидного отростка; средний отодвигается от него, образуя «V» и находясь позади затылочно-сосцевидного сустава.
Левая рука: встаёт диаметрально напротив затылочно-сосцевидного сустава, на наружную часть левой лобной кости.
Стр. 525.
Фото 66. Тест и освобождение затылочно-сосцевидного поражения через V-spread.
Фото 68. Альтернативная техника. Поочерёдная редукция наружной ротации или внутренней ротации затылочной и височной костей через аггравацию.
Манёвр.
1) Не делать ничего! Прослушивать краниальный ритм.
2) Тест: послать фронтальной рукой волну жидкости. Ментально следовать за ней до «V». Как она проходит? Легко или трудно? Быстро или медленно? Оцените качество текучести или твёрдости между «V». Определите диагноз: свобода или блок?
3) Если блок, приступайте к коррекции. Разведение указательным и средним пальцами в «V». Волна жидкости в направлении поражения от лобной кости. Крестец в экстензии (основание впереди, вершина кзади).
4) Ещё раз тестировать. Повторить манёвр или перейти к другой технике.
2) Техника агравирования.
( детям старше 6 лет, если младше, то осторожно и дозировать).
Принцип.
- Идти в сторону поражения. Искать точку равновесия мембран взаимного натяжения. Восстановить идентичное и уравновешенное натяжение мембран.
- Найти точку равновесия. Удерживать до расслабления. Задержка дыхания на вдохе или выдохе, напряжение крестца.
- Волна жидкости с контрлатеральной стороны.
Примечание.
Компрессия шва нейрологически стимулирует чувствительные рецепторы, посылающие информацию, увеличивая секрецию короидального сплетения и динамизируя поток ликвора.
Точки контакта:
(используя манёвр «ключ-бабочка», фото 58).
Затылочно-поперечная рука принимает затылок.
Височная рука «ключом-бабочкой»: средний палец в наружном слуховом канале; безымянный на сосцевидном отростке (вершина); мизинец на сосцевидной части; указательный –большой на скуловом отростке.
Манёвр:
Воспроизвести поражение: затылочная рука посылает затылок вперёд и слегка вверх. Височная рука запускает флексию височной кости, посылая импульс на вершину сосцевидного отростка, толкающий его кзади и кнутри. следовать принципам, изложенным выше.
3) Прямая техника.
Принцип:
- Мобилизовать височную и затылочную кости в направлении, противоположном поражению. Тест прослушивания: определение направления мобильности затылочной кости по отношению к височной и наоборот.
- После теста мобилизовать затылочную и височную кости в направлении, противоположном их наибольшей подвижности. Найти точку баланса. Удерживать её до расслабления натяжений мембран.
- тестировать и повторить манёвр.
Примечание. Направление коррекции задаётся прослушиванием тканей и мобильностью и зависит от характреа травмы (удара, падения, хлыстовой травмы, всего того, что агрессивно воздействовало на структуру). Коррекция пойдёт в направлении, противоположном наилучшей подвижности, определяемой тестом. Контакт тот же, что и при технике агравации.
После прямой коррекции мобилизовать височную и затылочную кости в направлении физиологической подвижности, тестируя височно-затылочное сочленение и динамизируя флексию СБС. Наружная ротация периферических костей.
4) Альтернативная техника. (фото 60 и 68).
Цель.
Освободить затылочно-сосцевидное сочленение, мобилизуя затылок в направлении, противоположном движению височной кости и наоборот.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы.
Точки контакта:
Прука под затылком лежит поперёк затылка. Височная рука «ключом-бабочкой».
Вариант: обе руки – затылочные. Одна под затылком и занимается затылком. Большой палец другой руки на вершине сосцевидного отростка, а возвышение Тенар на сосцевидной порции.
Манёвр.
1) Мобилизовать затылок во флексию: чешую послать вниз и вперёд. Височную – во внутреннюю ротацию: большой палец упирается в сосцевидную порцию, нажимая кнутри и кзади или: большой-указательный-мизинец делают внутреннюю ротацию чешуи.
2) Мобилизовать затылок в экстензию: чешую вверх и назад. Височную в наружную ротацию. Возвышение тенар давит на вершину сосцевидного отростка кнутри и кзади или: большой-указательный-безымянный делают наружную ротацию чешуи.
3) Найти точку баланса. Запомнить, что происходит при этом типе нефизиологического движения.
4) После техники, вновь искать физиологическое движение СБС.
5) Тестировать ещё раз.
Общие соображения по затылочно-сосцевидному поражению.
- Выполнять манёвр с большой осторожностью. Он может вызвать сильные реакции.
- Не делать коррекцию такого поражения с двух сторон на одном сеансе. Дать пациенту отдохнуть в течение нескольких минут.
- Если ребёнок чувствует себя плохо, не давать ему уходить домой в таком состоянии:
*замедлить флуктуацию ликвора через поочерёдное перекатывание височных костей (наружная ротация-внутренняя ротация). Несколько минут покоя и повторить снова.
*если такое случилось, значит вы слишком мощно выполнили манёвр или поражение было слишком серьёзным (хроническим или недавним и острым).
Техника освобождения стержневой точки SS и петрозной части височной кости. (фото 63).
Вариант:
: Цель: освободить стержневую точку SS и петрозную часть височной кости.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата:
У головы, контрлатерально.
Точки контакта:
Цефалическая рука: указательный палец – на большом крыле сфеноида на стороне манёвра. Большой палец на наружном столбе противоположной лобной кости.
Каудальная рукавстаёт на височную для манёвра «ключ-бабочка».
Манёвр.
1) Освободить чешуйчатую часть височной кости на уровне её столба. Для этого: указательный палец слегка нажимает кнутри и сфеноид получает на свой наружный скос чешуйчатую часть височной кости.
2) Височная рука провоцирует наружную ротацию височной кости.
3) Найти точку равновесия мембран. Удерживать её. Задержка дыхания на вдохе.
4) Подождать расслабления мембран. Ещё раз тестировать.
Техника для затылочно-сосцевидного поражения травматической природы. (фото 64).
Вариант.
Цель: освободить височную кость. Блокированную на уровне затылочно-сосцевидного сочленения.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: У головы, контрлатерально поражению.
Точки контакта:
Цефалическая рука: указательный палец – на большом крыле сфеноида на стороне поражения.
Каудальная рука: большой палец встаёт на верхний край скулового отростка. Указательный – под сосцевидный отросток + большой палец позади затылочно-сосцевидного сочленения = V-spread. Безымянный и мизинец позади большого на затылке.
Манёвр.
1) Цефалическим указательным пальцем освободить переднюю часть височной кости: тракция большого крыла кпереди.
2) Большой палец на скуловом отростке запускает височную кость в наружную ротацию.
3) Указательный и безымянный разводят и освобождают затылочно-сосцевидное сочленение.
4) Найти точку равновесия. Апное на вдохе. Расслабление натяжений мембран. Коррекция закончена. Тестировать.
Стр. 529.
Фото 63. разведение столба SS и петрозной части височной кости.
Фото 64. Вариант. Травматическое затылочно-сосцевидное поражение.
Фото 65. моделирование затылочно-сосцевидного поражения.
Техника прослушивания и моделирования зат-сосц. сочленения.
Вариант:
Цель: тестировать локо-региональную свободу шва и моделировать его. Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата:
У головы, контрлатерально.
Точки контакта:
Цефалическая рука: встаёт «ключом –бабочкой» (фото 65).
Каудальная рука: указательный, средний, безымянный, мизинец встают как можно ближе и вдоль зат-сосц. шва , цефалические пальцы смотрят на каудальные.
Манёвр:
1) на первом этапе не делать ничего. Войти в ритм ПДМ. Как двигается височная кость относительно затылочной? Происходит ли движение «крышки от банки с вареньем»?
2) на втором этапе возможно более специфично протестировать сосцевидный отросток. Височная рука остаётся неподвижной. Кончиками пальцев затылочной руки сделайте легкую тракцию по оси среднего пальца. Как отвечает структура и мембраны взаимного натяжения? Есть ли подвижность или движение ограничено? Движение податливое или нет? Мягкое или ригидное? Теперь неподвижной сделайте затылочную руку. Средний, безымянный пальцы и мезинец делают легкую тракцию по оси среднего пальца. Оцените те же параметры, что и ранее.
3) Теперь возможно освободить сосцевидный отросток. Для этого легко разведите подушечки пальцев. Нацдите точку равновесия. Попросите пациента задержать дыхание на вдохе или выдохе (в зависимости от случая). Стойте до расслабления мембран. Повторите тест.
NB: моделирование поризводится совместным дейтвием этих трёх параметром.
Техника евстахиевой трубы (фото 69).
Цель: балансировка и гармонизация евстахиевой трубы. Эта техника позволяет улучшить оксигенацию и элиминацию секрета евстахиевой трубы, вытягивая её фиброзно-хрящевую часть.
Цель:
Уравновесить и гармонизировать трубу. Этот манёвр путём растягивания-фибро-хрящевой части обеспечивает лучшее снабжение кислородом и выведение секреций.
Он обеспечивает лучший дренаж офтальмической вены, кавернозных и петрозных синусов, ярёмной вены. Он полезен при проблемах катара, шума в ушах, закладывания ушей, мешках под глазами.
Анатомический экскурс.
Евстахиева труба – это канал длиной от 35 до 40 мм. Он соединяет барабанную перепонку с фарингальной частью над нёбной перегородкой. Этот канал образован из костной части и хрящевой части, каждая имеет конусообразную форму. Они соединены друг с другом узкой частью.
На этом уровне евстахиева труба имеет от 1,5 до 2 мм в диаметре. Этот канал трубы, имеющий слизистую натягиваемую перистафилиновыми мышцами, обладает в состоянии покоя виртуальным просветом. Он приоткрывается при зевании и глотании.
Стр. 531.
Фото 69. Техника Евстахиевой трубы.
Фото 70. Сфено-сквамозная техника.
При каждом глотательном движении труба открывается и воздух из барабана уравновешивается в давлении с воздухом фаринкса. А следовательно с воздухом атмосферы.
Таким образом, малейшее воспаление этой слизистой, выстилающей канал, уменьшает просвет и дренаж. При катаральном состоянии воздух из барабана не имеет возможности обновляться. Это вызывает модификации давления на барабанную перепонку, а значит, плохое функционирование большой цепи косточек, что приводит к снижению слуха, головокружениям.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы.
Точки контакта:
Рука и пальцы под затылком, возвышения Тенара на сосцевидных порциях. Большие пальцы вдоль сосцевидных отростков (вершина).
Манёвр:
1) Мягко нажать на сосцевидные вершины кзади и кнутри, чтобы послать височные кости в наружную ротацию. Удерживать это положение, выпрямляющее и растягивающее евстахиевы трубы. Выпонять мягко, дозировано, прослушивая ткани. Не форсировать!
2) Грудью, плечом или с помощью ассистента сделать лёгкое дозированное надавливание на глабеллу. После мягкого надавливания идёт расслабление. Такое чередование создаёт прокачивание посредством решетчатой кости и сфеноида. Оно усиливается, если попросить ребёнка дышать прерывисто.
3) Во время прерывистого дыхания, на выдохе, остеопат, не отпуская сосцевидные отростки, освобождает глабеллу от своего давления.
4) Потом он возобновляет давление на глабеллу в момент прерывистого вдоха, и так несколько раз до расслабления тканей и появления улучшений.
5) После этого он синхронизируется с краниальным ритмом для гармонизации височных костей в наружной и внутренней ротации.
Примечание. Не практиковать этот манёвр на детях до 5-6 лет или с большой осторожностью.
Височно-теменные поражения.
- теменно-сосцевидный шов (см. стр. 511).
- теменно-чешуйчатый шов. (см. стр. 511).
Височно-сфеноидальные поражения.
1) СФЕНО-СКВАМОЗНЫЙ ШОВ. (фото 70-71)
Цель: освободить сфено-сквамозную (SS) стерженевую точку.
Скосы: на этом уровне в своей верхней части височная кость имеет внутренний скос: от точки SS до теменной вырезки и вплоть до Астериона. В своей нижней части, т. е. от сфеноидальной вырезки до стержневой точки SS – наружный скос.
Принцип: освободить шов, смещая сфеноид кпереди. А височную кость кзади.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: с противоположной от поражения стороны. У головы ребёнка. Сидя.
Точки контакта:
Для SS справа терапевт сядет слева от ребёнка, голова ребёнка слегка повёрнута влево.
Левая рука. Мизинец внутри ротовой полости контактирует с латеральной поверхностью крыловидного отростка сфеноида. Безымянный встаёт на большое крыло сфеноида. Средний рядом с безымянным на лобно-скуловом соединении.
Правая рука. Указательный на чешуе и смотрит прямо на левый безымянный палец, лежащий на большом крыле сфеноида. Средний кпереди от уха (стержневая точка), безымянный на сосцевидном отростке.
Манёвр.
1) освободить сфено-сквамозный шов путём движения из двух компонентов: лёгкой тракции кпереди с помощью сфеноидальной руки и лёгкой тракции кзади височной рукой. Левый безымянный слегка нажимает кнутри на большое крыло сфеноида, чтоюы его вдавить (выше точки SS).
2) Получив освобождение, запустить височную кость в наружную ротацию, для этого правый безымянный палец толкает вершину сосцевидного отростка кнутри и кзади. Подушечка среднего правого пальца кпереди от уха может толкнуть скуловой отросток кнаружи.
3) Найти точку баланса. Удерживать до расслабления натяжений мембран.
4) Воспользоваться крестцом – флекия. И дыхательным сотрудничеством с ребёнком (задержка дыхания). Направить жидкости со стороны противоположного Астериона.
2) СФЕНО-ПЕТРОЗНЫЙ ШОВ. (фото 72-73).
Цель: освободить сфено-петрозный шов.
Поза ребёнка: на спине.
Поза остеопата: у головы.
Точки контакта:
При поражении справа остеопат слева от ребёнка, голова которого слегка повёрнута влево.
Левая рука: мизинец внутри ротовой полости контактирует с латеральной поверхностью крыловидного отростка сфеноида. Безымянный на височной поверхности большого крыла сфеноида. Средний рядом с безымянным и лобно-скуловым соединением.
Правая рука. Подушечка большого пальца ложится на верхний край скулового отростка. Указательный передвигается на вершину сосцевидного отростка. Средний в «V» позади указательного и позади затылочно-сосцевидного сочленения на затылке. Безымянный и мизинец на затылке.
Стр. 534.
Фото 72. сфено-петрозная техника.
Фото 74. височно-скуловое поражение «V» spread.
Манёвр.
1) Освободить сфено-петрозный шов. Сфеноидальная рука слева делает лёгкую тракцию кпереди. Одновременно височная рука делает лёгкую тракцию височной кости кзади.
2) После получения освобождения, удерживать точку равновесии, а правой рукой выполнять действие: боьшой палец делает наружную ротацию височной кости посредством скулового отростка, который он посылает кнаружи. Одновременно указательный палец отводит сосцевидную вершину кзади и кнутри. большие, безымянные и мизинцы могут создать флексию затылочной кости.
3) Найти точку равновесия натяжения мембран.
4) Удерживать её до получения расслабления.
5) Использовать в помощь флексию крестца и дыхательное сотрудничество пациента (апное на вдохе), волну жидкости. Дорси-флексию контрлатеральной лодыжки.
6) Ещё раз тестировать височную кость гармонизировать её с противоположной височной и физиологическим краниальным ритмом.
Примечание. Такие поражения часто возникают при удалении зубов. Удаление верхних зубов может вызвать гомолатеральное поражение. Удаление нижних зубов вызывает контролатеральное поражение.
При удалении зубов петрозные вершины опускаются из-за форсированной внутренней ротации височных костей. Помните об этом!
Височно-скуловые поражения. (фото 74-75).
Цель: освободить этот шов, часто страдающий после прямого или непрямого удара по лицу.
Принцип: «V» spread или прямая техника.
Поза ребёнка: на спине, голова повёрнута в протвоположную от поражения сторону.
Поза остеопата: со стороны, противоположной коррекции.
Точки контакта:
1) через «V» spread, (например, слева).
Левая рука: указательный и средний в «V» на темпоро-малярном шве.
Правая рука: лежит диаметрально противоположно на правом затылочно-теменном сочленении.
2) Прямым действием:
левая рука: средний и указательный держат височную ветвь скуловой кости.
Правая рука: большой и указательный держат скуловую часть верхней челюсти.
Манёвр.
1) ) Через «V» spread: соблюдать каждый этап техники, применяя все вышеназванные принципы: прослушивание, тест, освобождение, коррекция.
2) Прямым способом. Создать противоположное натяжение по обе стороны скулового шва.
Стр. 536.
Фото 75. Коррекция височно-скулового поражения прямым способом.
Фото 76. Техника растягивания уха доктора Упледжера.
Фото 77. Техника на косточках ушей.
Техника на косточках уха.
Цель.
По доктору Шулею, эта техника полезка при проблемах глухоты, катара, закладывании ушей, неприятных ощущениях в ушах в самолёте. Действие на барабанную перепонку и на мышцу молоточка, прикрепляющуюся на её внутренней поверхности, даёт зачастую немедленное улучшение аудитивной способности.
Поза ребёнка: на спине. Поза остеопата: у головы подростка.
Точки контакта.
Челюсть приоткрыта, чтобы развести короноидальный отросток нижней челюсти. Подушечка кончика указательного пальца лежит сразу же перед трагусом.
Манёвр.
Компрессия кожи и хряща. Заставить их скальзить кзади на наружном слуховом канале. Затем медленно вращаем руку вправо, потом влево, чтобы найти точку равновесия мембран.
Таким образом мы производим косвенную ротацию мембран. Удерживать в точке равновесия до уравновешивания тканей.
Примечание.
Поскольку рукоятка молоточка прикрепляется к внутренней тимпанической перегородке, этот манёвр влияет на косточки, их артикулярные связки и мягкие ткани уха, крепящиеся к корню рукоятки молотка. Мышцы, связки, мягкие ткани расслабляются и уравновешиваются.
Техника вытягивания уха доктора Упледжера. (фото 76).
(названа им Ear-Pull-technique)
Цель.
Освободить височные кости. Диагностика и лечение внутренней компрессии височной кости.
Анатомический экскурс.
Наружное ухо волокнами прикрепляется к костной части слухового канала петрозной пирамиды. Значит, она имеет переднее-внутреннее направление относительно основания черепа.
Примечание.
Чтобы выполнить эту технику, как сказал доктор Упледжер, нужно всего-навсего осуществить лёгкую заднее-наружную тракцию обоих ушей. Как только вы встанете на ушные раковины, мягко тяните, удерживайте тракцию, потом увеличивайте её до получения ответного движения.
Не вмешивайтесь в движение. Дайте височным костям самим сделать работу. Если они легко смещаются, блока нет. Если нет, сохраняйте тракцию, пока не получите расслабления.
Техника без риска. Требует лишь нескольких минут внимания.
Точки контакта.
На уровне уха, между большим и указательным пальцами захватить часть уха, а подушечка большого пальца легко проникает в наружный слуховой канал.
Манёвр. См. примечания и указания доктора Упледжера.
Височно-нижнечелюстные поражения.
(см. нижнюю челюсть).
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 421-430)