Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 381-400).

Подробнее о работе остеопата


Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 1-20)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 21-40)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 41-60)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 61-80)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 81-100)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 101-120)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 121-140)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 141-160)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 161-180)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 181-200)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 201-220)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 221-240)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 241-260)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 261-280)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 281-300)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 301-320)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 341-360)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 361-380)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 381-400)
Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 401-430)


В – Техники, выполняемые несколькими остеопатами.

Техники тремя остеопатами (фото 4, стр. 466).

Глобальное прослушивание.

Остеопат в гловах, доступ со стороны свода.

Второй коллега встает для крестцово-подвздошного прослушивания.

Третий выполняет фасциальное прослушивание на уровне грудно-брюшной диафрагмы.

Примечание.

Каждый остеопат сосредотачивает внимание на своей зоне прослушивания и пальпации. Поскольку каждая зона связана с выше-нижележащей зоной, возможна оценка и диагностика подвижности каждого перекрестка, нахождение дисторсий между каждой сферой влияния, черепом, крестцом и грудно-брюшной диафрагмой, лежащей между ними.

Остеопаты у головы и у крестца будут исправлять поражения прямым методом и путем аггравации, в зависимости от возраста ребенка.

Остеопат на уровне диафрагмы только следует за движением фасций и ищет точки равновесия, сохраняя их до получения расслабления. Ему следует избегать возвращения в отправную точку.

Ниже приведена таблица, позволяющая иметь ориентиры при фасциальном прослушивании.

Эта работа выполнялась совместно с Баррилоном, Роком, Габарелем при участии Солано.

 

 

Таблица пальпаторного прослушивания тканей фасций и структур тела.

череп

крестец

подвздошные кости

позвонки

грудная диафрагма

грудина

флексия

основание идет кзади, вершина – кпереди

идет кпереди. Передние верхние подвздошные ости расходятся. Лонный симфиз опускается.

поперечн.отростки опускаются. Изгибы позвоночника сглаживаются.

пердняя часть идет вниз. Задняя часть поднимается.

опускается

экстензия

основание идет кпереди, вершина- кзади

идет кзади. Передние верхние подвздошные ости сближаются. Лонный симфиз поднимается

поперечн.отростки поднимаются. Изгибы позвоночника усиливаются

прав. И лев. Попер. Отростков.

поднимается

правая торсия

правая полоина крестца идёт кпереди и книзу. Левая – кзади.

правая подвзд. кость идет кзади. Левая – кпереди. 

правый поперечный отросток идет кзади

опущение правого края

верхняя часть идёт в DH и BS со стороны торсии

правая латерофлексия ротация

основание идет кзади и опускается

правая подвзд.кость идет кпереди, лоно опускается. Трансляция направо. Левая подвзд.кость идёт кзади

правый поперечный отросток транслируется+идет кзади

латерофлексия правого края

латерофлексия  правого края

правый латеральн. стрейн

крестец делает чистую трансляцию вправо

плоская ротация вперёд и вправо

плоская передняя ротация правого поперечного отростка и легкое поднятие

передняя часть – латеральная трансляция вправо. Задняя часть – латеральная трансляция в сторону, противоположную стрейну

чистая трансляция вправо

вертикальн. стрейн, сфеноид в высоком положении

основание идет кпереди, вершина – кзади. Лонный симфиз поднимается.

обе подвзд.кости идут кпереди. идет кпереди. Передние верхние подвздошные ости расходятся. Лонный симфиз опускается

поднятие прав. И лев. Попер. Отростков

передняя часть поднимается, задняя – опускается

верхний край идёт кзади и поднимается

вертикальн. стрейн, сфеноид в низком положении

основание идет кзади, вершина – кпереди. Лонный симфиз опускается

обе подвзд.кости идут кзади. идет кпереди. Передние верхние подвздошные ости сближаются. Лонный симфиз поднимается

снижение прав. И лев. Попер. Отростков

передняя часть опукается, задняя – поднимается.

верхний край идёт кпереди и опускается

 

 

NB: более подробную информацию о фасциях тела см. в книге «Фасции» Габарель и Рок.

 

 

 

 

 

 

 

нижняя конечность

верхняя конечность

флексия

поверхностный слой фасций

поднимается+внутр.

ротация

поднимается+наружн.

ротация

глубокий слой фасций

опускается+наружн.

ротация

опускается+внутр.

ротация

экстензия

поверхностный слой фасций

опускается+наружн.

ротация

опускается+внутр.

ротация

глубокий слой фасций

поднимается+внутр.

ротация

поднимается+ниружн.

ротация

 

 

 

Техника уравновешивания трёх диафрагм (фото5).

Три остеопата встают: на голову, на грудную клетку и на таз пациента.

Примечание.

Чтобы не мешать друг-другу они располагаются по разные стороны от пациента.

В конце манёвра, после того как каждый остеопат нашёл точку равновесия мембран взаимного напряжения, нужно получить полное расслабление тканей.

Ритм должен гармонизироваться по частоте, силе и амплитуде.мобилизация черепа должна улучшиться. Исчезнут некоторые адаптативные поражения и выявятся первичные поражения. Которые следует отрегулировать как можно быстрее.

Зачастую ребёнок засыпает прямо на столе.

 

Техника тремя остеопатами.

1) Первый остеопат сидит со стороны головы. Второй стоит позади него , его руки лежат на уровне лобно-скулового сустава. Это его точка опоры.

 В зависимости от необходимости он может:

- либо делать лифт лобной кости,

-  либо индуцировать сфеноид или лобную кость во флексию или наружную ротацию.

- либо прибегнуть к декомпрессии передней части черепа.

Первый фулькрум второго остеопата находится на уровне его локтей, которыми он опирается на плечи первого остеопата. Второй фулькрум – на уровне его больших пальцев, опирающихся друг на друга.

 

2) Первый остеопат (сидит) работает на височной кости. Большие пальцы на вершинах сосцевидных отростков. Теноры  на сосцевидных участках. Пальцы, лежащие под затылком, стоят на его чешуе.

В зависимости от необходимости первый остеопат может:

- прослушивать ритм, тестировать височные кости.

- увеличивать или уменьшать ритм.

- индуцировать флексию-экстензию затылка.

- делать декомпрессию задней части черепа,

- уравновешивать затылок.

3) Остеопат на крестце: прослушивает, тестирует и корректирует крестцово-подвздошное сочленение, создаёт натяжение кранио-сакральной твёрдой мозговой оболочки.

Примечания.

Посмотрите, как расслаблен этот 9-летний ребёнок.

Рассмотрите положение каждого остеопата, как важно для них найти удобную позицию для лучшей реализации манёвра.

 

Техника с тремя остеопатами (фото 7).

1)      В головах ребёнка. Прослушивает височную кости с точки зрения мобильности и ограничений.

2)      Второй на тазе. Прослушивает мобильность и ограничения подвздошных костей.

3)      Третий остеопат на крестце. Прослушивает мобильность крестца относительно его подвздошных костей.

 

Примечания.

Во время сеанса, после этапа тишины. собранности и сосредоточения в руки каждого остеопата начинает более или менее быстро поступать информация. Тогда каждый из них, без какой либо очерёдности, кратко высказывается по поводу услышанного. Например: наружная ротация (голова), открытие (подвздошное), флексия (крестец), и т. д. Телефон с твёрдой мозговой оболочкой вместо провода хорошо функционирует, а остеопаты одновременно могут слушать на уровне трёх перекрёстков тела.

Потом в том же симбиозе единства действий они будут корректировать поражения, о которых им расскажет тело, в соответствие с принципами и незыблимым и точным протоколом действий, который в деталях был изложен в этой книге. 

Остеопат не делает что попало. Он выполняет то, о чём его просит тело. Потом он даёт телу доделать самому всё, что нужно.  Остеопат предлагает некоторое количество манипуляций, в которых нуждается тело, а тело их принимает. И здесь тоже наблюдается прекрасная гармония между телом, которое получает, и остеопатом, который даёт.

Техника трёх остеопатов с участием одного родителя. (фото 8).

Например: манёвр декомпрессии.

1) Певый остеопат сидит в головах пациента. Он занимается височной костью и затылком, индуцируя наружную ротацию и флексию.

2) Второй остеопат стоит позади первого и занимается теменной костью, индуцируя её в наружную ротацию.

3) Третий остеопат, сбоку, встаёт в контакт с лобной костью и с собственными костями носа. Он индуцирует лифт и освобождает собственные кости носа.

4) Мама удерживает крестец во флексии.

5) Ребёнок приводит свои лодыжки во флексию, а нижние конечности в наружную ротацию. Ребёнок задерживает дыхание (апноэ).

Для этого 9-летнего ребёнка мы выбрали манёвр декомпрессии. Для теста и коррекции принцип остаётся тем же самым.

Заключение.

В остеопатии можно делать всё и даже изобретать новые манёвры. Но если мы надеемся быть эффективными, нужно прежде всего следовать некоторым обязательным параметрам, которые резюмируются так:

1) Знать анатомию и физиологию тела и манипулируемой структуры.

2) Помнить о нормальной функции, чтобы лучше воспринимать аномалию и дисфункцию.

3) Понимать и изучать механизм поражения каждой структуры и фасции тела.

4) Искать верные ориентиры и занимать правильную позицию.

5) Всегда стремиться к комфорту пациента, правильно выбирая точки контакта и контактируя мягко и дозировано.

6)   Не вмешиваться грубо, но в симбиозе с ритмом и с нуждами тела.

7) Всегда занимать комфортабельную терапевтическую позу и доступ для прослушивания, теста и коррекции.

8) Применять с умом и соблюдать буквально основные принципы манипуляции, единственные гаранты истинной эффективности.

9) Строить схему функционирования вашего пациента, которая позволит понять соотношения различных проблем и построить терапевтическую программу.

10) Никогда не выходить за пределы своей компетенции, уважать компетенцию других, знать границы своих возможностей и уметь отказать в лечении.

 

Вот 10 заповедей, которые позволят вам оставаться в ряду мастеров своего дела и стать прекрасными и эффективными остеопатами.

Остеопатия – это не техника, которую приклеивают  «как пластырь на деревянную ногу». Это медицина, основывающаяся на живых силах тела и его умении самоизлечиваться, бороться против агрессии и болезни. Следовательно, нельзя выполнить остеопатический манёвр, основываясь на симптоме и говоря: «Такой-то манёвр ингибирует такой-то симптом». Такой способ работы не является остеопатическим. Это что угодно, только не остеопатия. Зачем учиться пять лет, чтобы придти к такой практике и пониманию этого искусства. Таким «псевдо-лечением» может заниматься любой. Достаточно выучить манёвр и использовать его систематически каждый раз, как встречается нужный симптом. Остеопатия Стилла это совсем другое. Нужно преодолеть примитивную концепцию, чтобы возвыситься до истинной остеопатии.

Манипулятивный манёвр, следствием которого будет излечение, выполняется в несколько секунд. Зачастую грешат поспешностью вмешательства, минуя тесты и прослушивание реальных нужд сустава и при этом считают себя компетентным остеопатом. Вздор!  Такой тип работы большого, к сожалению, числа некомпетентных и считающих себя остеопатами специалистов нужно квалифицировать как шарлатанство. Ошибается тот, кто питается иллюзиями. Какие бы истории они не рассказывали, критический ум и интуиция пациентов позволят очень быстро увидеть различие между истинным искусством, коим является остеопатическая медицина. и шарлатанством.

Умейте погрузиться, каждый раз, когда это необходимо, в перечитывание и осмысление остеопатических принципов и концептов наших основоположников. Это источник мудрости и их послание к нам.

Я хотел бы закончить эту практическую главу мыслью доктора Фрейета: «Остеопат, который говорит своему пациенту, пришедшему к нему в кабинет, что вчера он принимал пациента с точно такой же проблемой, совершает свою первую ошибкую!»

 

B)    ПРАКТИКА НА ДЕТЯХ И ПОДРОСТКАХ.

 

В этой главе мы не станем описывать все исследования черепного лечения.  Мы опишем одну или несколько техник, позволяющих эффективно лечить повреждения черепа. Некоторые техники и навыки являются «ключами», позволяющими «открыть» некоторые оси черепа для достижения наилучшего результата. Мы опишем только самые полезные и эффективные техники лечения детей.

Обратите внимание на то, что все коррекции у детей младше шести лет выполняются прямыми техниками. У детей старше шести-семи лет коррекция, если возможно, выполняется техниками аггравации.

 

Клиновидная кость.

 

Тест подвижности и коррекция повреждений. (см главу 10).

 

Техника дренажа клиновидного синуса («насосом сошника») (фото 1).

Положение ребёнка: лёжа на спине,

Положение остеопата:и сбоку, в головном конце.

Точки контакта: Лобная рука: сжата в кулак, над лобной костью. Большой и указательный пальцы – на уровне больших крыльев клиновидной кости или на наружных столбах лобной кости. Каудальная рука: мезинец или указательный палец – на крестообразном шве.

Техника:

1)       Закрытие синусов через экстензию СБС: легкая флексия головы к указательному пальцу, который введен в рот и производит экстензию СБС. Большие крылья клиновидной кости при экстензии уходят кзади, в это время пациент должен задержать дыхание на выдохе несколько раз.

2)       Открытие синусов через флексию СБС. Прекратить флексию головы на указательном пальце. Расслабить голову и переместить палец вперёд, чтобы добиться передней опоры о интер-максилярный шов = флексия СБС. Большие крылья идут кпереди. Пациент задерживает дыхание на вдохе.

3)       Следовать за черепным ритмом, за фазами флексии и экстензии СБС, проводя динамизацию ритма с помощью «помпажа» сошника.

Цель: Освободить клиновидный синус (вернуть ему подвижность и хороший дренаж).

 

Техника сфено-палатидного ганглия (фото 3-4).

Положение ребёнка: лёжа на спине,

Положение остеопата:и сбоку, в головном конце и с противоположной стороны от ганглия.

Точки контакта: Остеопат просит пациента открыть рот или сам опускает нижнюю челюсть пациента. Аккуратно вводит мезинец каудальной руки в рот, следуя по десне и вставая сзади птериго-палатидной ямки.

Мезинец остеопата стоит на тканях, соседствующих с ганглием. Остеопат осуществляет лёгкий массаж тканей и жировой клетчатки этой области, чтобы стимулировать сфено-палатидный ганглий. Затем, сохраняя точку опоры, он расслабляет палец и начинает прослушивание краниального ритма. При каждой флексии вертикальная часть нёба идёт кнаружи, передние и задние края расходятся, ямка расширяется. При этом палец остеопата может проникнуть глубже в периганглионарные ткани. При этом остеопат ощущает скольжение пальца. Ритмическое движение флексии-экстензии само по себе производит массаж ганглия. Иногда у пациента начинают течб слёзы, что говорит о рефлекторном действии ганглия.

Эта зона очень чувствительна и требует дозирования и осторжности воздействия. Все должно быть подчинено ритму.

Цель: стимулировать ганглий, чтобы получить его благоприятное влияние на качество слизи ЛОР-органов и лёгких.

Сначала нужно откорректировать повреждения СБС и темпоро-мандибулярной области.

 

Техника птериго-палатидного освобождения (фото 5 и 6).

Положение ребёнка: лёжа на спине,

Положение остеопата:и сбоку, в головном конце на стороне поражения.

Точки контакта: Цефалическая рука соит мостиком над лобной костью. Указательный и большой пальцы – на наружных поверхностях больших крыльев клиновидной кости.

 Каудальная рука: указательный палец во рту. Подушечка пальца стоит на нёбной части свода. Точка фулькрума фаланги находится на первом верхнем моляре (для совсем маленьких детей лучше использовать мезинец вместо указательного пальца).

 

Клиновидная кость 1 (стр 477).

Фото1: техника дренажа клиновидного синуса «помпажем» сошника.

Фото 3: техника сфено-палатидного ганглия.

Манёвр.

1)      Прослушивание краниального движения для крыловидно-нёбного тестирования. При флексии-экстензии СБС ощущает ли  указательный внутриротовой палец пластичность небного свода, который опускается при флексии и поднимается при экстензии, или может быть имеется зона ограничения или гиперподвижности?

2)      Освободить крыловидную кость от небной пирамиды, вызвав поднимание большого гомолатерального коыла сфеноида по вертикальной оси: вертикальное разведение.

3)      Освобождение крыловидно-небного сустава во фронтальном направлении. Указательный палец на его фулькруме, подушечка пальца (внутри рта) повернута к щеке, т.е. наружная ротация. Найти точку равновесия, удерживать её.

4)      Цефалической рукой найти флексию-экстензию через большое крыло и найти другую точку равновесия, удерживать её.

Цель.

Тестировать, корректировать, уравновешивать крыловидно-небное сочленение и освободить натяжения крыловидно-небных мембран.

 

Решетчатая кость.

Тесты мобильности. (фото 7 и 8)

Положение ребенка: на спине.

Положение остеопата: латерально у головы ребенка.

Точки контакта:

Большой палец каудальной руки на нижней части переднего края собственных костей носа.

Большой или указательный палец цефалической руки на глабелле.

Маневр:

1)     Прослушивание мобольности. При флексии СБС палец на глабелле погружается. Палец на гребне собственных костей носа продвигается вперед, а при экстензии СБС – отодвигается назад. Палец на глабелле идет вперед, палец на гребне носа погружается. Где больше подвижности при флексии или экстензии?

2)     Тест флексии (после пассивного прослушивания). В начале флексии СБС большим или указательным пальцем на уровне глабеллы индуцировать импульс, потом  дать тканям доделать работу. Сосредоточится и ментально следовать за движением. Большой палец каудальной руки (на носу) воспринимает толчок, направленный вперед,  со стороны преднего края решетчатой кости. Запомнить качество движения с точки зрения амплитуды, потом ритма. Экстензия: перевернуть параметры.

3)     Тест экстензии. Большой палец на гребне носа посылает импульс при начале экстензии СБС. Палец на глабелле получает толчок, направленный вперед ( возвращение отростка Криста – Галле и выпуклости метопического шва). Когда пластичность больше, в тесте флексии или экстензии ? Поскольку поражение определется по наибольшей подвижности, потом достаточно будет коррегировать найденное поражение.

 

Стр. 479. Сфеноид 2.

Фото 5, фото 6. Техника крыловидно-небного освобождения.

 

Решетчатая кость 1.

Фото 7, фото 8. Различные способы доступа, позы остеопата для выполнения теста.

 

Коррекция нарушения флексии (фото9 и 10).

Положение ребёнка: лёжа на спине.

Положение остеопата: сидя или полусидя в головах рёбенка.

Точки контакта:

- При технике аггравации. Во время флексии поддерживать решетчатую кость в положении повреждения, т.е. палец на глабелле должен слегка нажимать, «не сковывая» подвижность. Такое положение нужно сохранять, как только найдена точка баланса. Рука под затылком должна подавать затылок во флексию (импульс книзу и кпереди) и оставаться в точке баланса, как только он найдена. Этой рукой остеопат посылает волну жидкости по направлении к глабелле.

- При прямой технике. Нужно осторожно привести решетчатую кость в экстензию, одновременно ища точку баланса. Пользуйтесь волнами ликвора.

 

Коррекция экстензии СБС.

Точки контакта: большой или указательный палец цефалической руки стоит на нижней части собственных костей носа. Другая рука – под чешуёй затылочной кости.

Техника:

- непрямая техника: большой или указательный палец нажимает на нижнюю часть собственных костей носа во время фазы экстензии. Найдите и удерживайте точку баланса, на стесняя движение.   Каудальная рука приводит затылочную кость в экстензию, т.е. кзади и кверху = точка баланса = удерживать до расслабления натяжений мембран.  Волна жидкости к собственным костям носа.

- прямая техника: привести решетчатую кость во флексию, найти точку баланса. Не стеснять движение. Пользоваться волнами ликвора.

 

Лобная кость.

 

Тест подвижности лобной кости (фото 11 и 12).

 Положение ребёнка: лёжа на спине.

Положение остеопата:  сидя в головах.

Точки контакта: положите обе руки на лобные кости: указательные пальцы по обе стороны от метопического шва, средние – кзади и кнаруже от наружных столбов лобной кости, большие пальцы соприкасаются друг с другом, точка фулькрума над лямбдой.

Техника:

1)     Пассивное прослушивание структур: Во время флексии СБС, лобная кость сгибается кзади, метопический шов отходит назад. латеральные углы идут кпереди, низу и кнаружи. При экстензии СБС всё наоборот. Лобная кость вертикализуется, метопический шов идёт кпереди, латеральные углы – кзади, кверху и кнутри. Ставните, что вы чувствуете при прослушивании?

2)     Тест внутренней ротации: подать латеральные углы лобной кости кзади, кнутри и кверху средними пальцами во время экстензии СБС. Что преобладает: наружная ротация лобных костей или внутренняя?

3)     Тест наружной ротации: подать латеральные углы кпереди, кнаружи и книзу: ответе на тот же вопрос.

 

Стр. 481.

Решетчатая кость 2.

Фото9 и 10 – коррекция повреждений решетчатой кости во флексии.

 

Лобная кость 1.

Фото 11 и 12 – два способа тестирования и коррекции лобной кости.

 

Коррекция повреждений лобной кости в наружной ротации (фото 11 и 12).

Руки стоят так же, как при тестировании. Коррекция осуществляется после проведения теста подвижности.

Техника: тест выявил увеличение наружной ротации лобной кости или ограничение внутренней ротации. Это говорит о том, что эта лобная кость более подвижна в наружной ротации.

- техника аггравации: Остеопат проделывает ещё раз тест наружной ротации, как было описано выше, и поддерживает лобную кость в точке баланса натяжений. Для этого он делает средними пальцами движение кпереди, кнаружи и книзу. Можно попросить ребёнка задержать дыхание на вдохе.

- прямая техника: привести латеральные углы лобной кости кзади, кнутри и кверху, т.е. во внутреннюю ротацию, до точки равновесия. Поддерживать равновесие до момента расслабления мембран взаимного натяжения. Повторить тест.

 

Повреждение лобной кости во внутренней ротации.

Тест доказывает нарушение во внутренней ротации.

Точки контакта: такие же, как при наружной ротации (фото 11 и 12).

 

Техника:

- метод аггравации: Остеопат приводит поврежденную лобную кость во внутреннюю ротацию. Средние пальцы подают углы кзади, кнутри и кверху. Найти баланс натяжений. пациент задерживает дыхание на выдохе.

- прямая техника: Подать латеральные углы лбной кости во флексию, т.е. кпереди, кнаружи и книзу. Найти тоску равновесия и поддерживать его до момента расслабления натяжений. Повторить тест.

 

Техника ремоделирования.

Эта техника выполняется при внутрикостных повреждениях обеих частей лобной кости, разделённых метопическим швом, который окостеневает примерно к 6 годам. Точка окостенения находится на каждом лобном бугре.

1)     Чтобы разгладить, резорбировать лобный бугор применяют прямую тенику и технику моделирования.

Стр. 483.

Лобная кость 2.

Фото 13 (техника, объединяющая V-spread  и моделирование).

Положение рук при моделировании лобного бугра.

Манёвры.

  1. разглаживание лобного бугра.
  2. аспирация плоского лобного бугра.
  3. ремоделирование и уравновешивание в случае фронтальной дисторсии.

Точки контакта.

Предварительно гармонизировав соседние структуры и периферические швы, остеопат размещает подушечки своих пальцев вокруг излишне выпуклого лобного бугра.

Манёвр.

Он выполняет мягкое, дозированное, дивергентное  движение скольжения с целью моделирования и разглаживания лобного бугра к периферии. Другая рука, лежащая контр-латерально, может посылать волны жидкости по направлению к бугру (схема 2).

2)     Чтобы аспирировать плоский лобный бугор используют прямой метод и моделирование.

Точки контакта.

Подушечки пальцев выполняют конвергентные движения скольжения для аспирации и ремоделирования основания лобного бугра вокруг  его точек окостенения. Контр-латерально другая рука посылает жидкостные волны в направлении бугра (схема 2).

3)     Если центр окостенения подвергся дисторсии. После аспирации и разглаживания для уравновешивания достаточно коррекции дисторсии. Нужно использовать прямой метод, идя в направлении, противоположном от результата мобильности теста, указывающего на дисторсию. (схема 3).

Разглаживание метопического шва лобной кости. (фото 14).

При поперечной компрессии при родах метопический шов может спрессоваться, иногда даже один край шва наползает на другой.

Положение ребёнка: на спине.

Положение остеопата: у головы ребёнка.

Точки контакта:

Скрещенные большие пальцы лежат над метопическим швом. Указательные пальцы встают с каждой стороны лобной кости на уровне наружных столбов. Остальные пальцы распределяются по лобной кости позади указательного.

Манёвр.

Прямым идивергентным действием большие скрещенные пальцы создают разведение и разглаживают шов.

Вариант.

Указательные пальцы на уровне наружных столбов могут индуцировать наружную ротацию лобных костей, толкая латеральные углы кпереди, кнаружи и вниз, в то время как большие пальцы разводят и разглаживают  метопический шов скользящими дивергентными ждвижениями больших скрещенных пальцев.

Лобный spread.

Эта техника (фото 15) имеет большую ценность, т. к. имеет различное воздействие:

- она обеспечивает освобождение лобной кости, благодаря своей наружной ротации и разглаживанию.

-  поскольку лобная кость напрямую связана с решетчатой через вырезку решетчатой кости, она открывает эту вырезку.

-  поскольку разглаживание и ротация лобной кости вызывают  депрессию метопического шва, следовательно этот манёвр расслабляет ещё и серп мозга.

Стр. 485. Фронтальная кость 3.

Фото 14. разглаживание метопического шва.

Фото 15. Фронтальны  й spread.

Фото 16. фронтальный лифт.

 

Положение ребёнка: на спине.

Положение остеопата: у головы ребёнка.

Точки контакта:

Указательные пальцы по обе стороны метопического шва. Средние позади и кнаружи от наружных орбитальных столбов. Безымянные опираются на средние для удобства действия. Большие пальцы по направлению к лямбда касаются друг-друга, но не опираются на вертекс: фулькрум.

Манёвр.

Средними и безымянными пальцами, посылающими наружные столбы лобной кости вперёд, кнаружи и вниз, индуцировать наружную ротация лобной кости. Указательные пальцы разглаживают метопический шов, чтобы облегчить наружную ротацию лобной кости. Удерживать эту позицию в точке равновесия мембран до получения их расслабления.

Как только мембраны вернуться в точку равновесия, лобная костью даст ощещение «плавающей» под вашими пальцами. Манёвр закончен. Тестировать ещё раз для проверки.

Примечание.

Этот манёвр, освобождающий вырезку решетчатой кости. Имеет прямое действие на латеральные массы решетчатой кости, на её дренаж и васкуляризацию решетчатых и лобных синусов.

Фронтальный лифт.

Цель.

Прежде всего . это разведение с соседними костями. Он имеет прямую связь с решетчатой костью, верхними челюстями. Сфеноидом и теменными (фото 16).

Экскурс в анатомию.

Если идти от брегмы к стержневой точке, в середине коронарного шва мы найдём на лобной кости внутреннюю суставную поверхность. Лобная кость лежит на теменной. От этой стержневой точки до птериона есть наружная суставная поверхность: теменная покрывает лобную.  К тому же этот манёвр оказывает прямое постуральное действие, удлиняя серп мозга через движение кпереди метопического шва, из-за того что вес головы натягивает кзади прикрепления серпа на затылочной кости. Метопический шов при внутренней ротации лобной кости постурирует передне-заднюю часть эксцентрически.

Положение ребёнка: на спине.

Положение остеопата: у головы ребёнка.

Точки контакта:

Гипотенары встают на латеральные углы лобной кости. Основания обеих ладонейраспластываются по лобной кости перед коронарным швом. Пальцы скрещиваются своими последними фалангами как можно выше, над глазами.

Манёвр.

1)     развести лобную и теменную кости, сближая внутрь гипотенары, как будто бы они хотели приблизиться один к другому. Движение медленное, плавное, выполняется дозированно, с соблюдения ритма структуры. Остеопат должен ментально чувствовать это мембранозное разведение.

Стр. 487.

V-spread  на фронто-сфеноидальном шве. 

V-spread  на  фронто-париетальном шве.

V-spread   на фронто-максилярном шве.

2) поднимание лобной кости в переднем направлении (лифт). Пальцы всего-навсего располагаются над лобной костью, чтобы выполнить лифт.  Ищем точку равновесия натяжения мембран. Удерживаем до расслабления.

3) потом ослабляем натяжения и позволяем лобной кости идти в наружную ротацию, провоцируем наружную ротацию. Направляя латеральные углы вниз, вперёд и кнаружи.

Вариант.

Когда мы «в лифте», мы можем в течение некоторого времени постурировать серп мозга. Также при лифте есть возможность провоцировать экстензию лобной кости, направляя её латеральные углы назад и вверх. Или флексию лобной кости, направляя латеральные углы вперёд и вниз.

Освобождение периферических швов.

Через V-spread. (cмотри применение в главе 13) (фото на стр. 487).

1) V-spread  на фронто-сфеноидальном шве.

 Указательный и средний пальцы образуют «V»  между лобной костью и большим крылом сфеноида. Другая рука контр-латерально посылает волну в направлении шва.

2) V-spread  на  фронто-париетальном шве.

Указательный и средний пальцы образуют «V» и лежат по обе стороны коронарного шва. Другая рука контр-латерально посылает волну.

3) V-spread   на фронто-максилярном шве.  

Указательный и средний пальцы образуют «V» и лежат по обе стороны  шва восходящей ветви верхней челюсти и внутреннего столба лобной кости. Другая рука контр-латерально посылает волну.

4)     Лобно-скуловой шов.

Указательный и средний пальцы образуют «V» и лежат по обе стороны от скуловой кости и наружного столба лобной кости. Другая рука контр-латерально посылает волну.

Фронто-сфеноидальное разведение.

Техника «cant-hook» или техника якоря (багра, крюка).

Цель.

Освобождение и разведение фронто-сфеноидального сочленения, специфическое действие на поверхность в форме L при наличии унилатеральных проблем.

Положение ребёнка: на спине.

Положение остеопата: у головы ребёнка с контр-латеральной стороны.

Точки контакта:

Каудальная рука:

Мизинец в ротовой полости, он направлен к наружной поверхности крыловидного отростка сфеноидальной кости. Безымянный или указательный палец  на кончике наружной поверхности большого крыла сфеноида.

Цефалическая рука.

Контролирует лобную кость большим пальцем, лежащем на наружном столбе лобной кости со стороны остеопата. Указательный и средний с контр-латеральной стороны опираются на уровне наружных столбов лобной кости.

Манёвр.

Каудальная или сфеноидальная рука держит сфеноид: фиксированная точка. Цефалическая или фронтальная рука поднимает лобную половину вперёд по отношению к её поперечной оси, потом вверх, к вертексу, по переднее-задней оси.

Стр. 489.

Лобная кость 4.

Фото 17. Техника якоря. Фронто-сфеноидальное разведение или техника  «cant-hook».

Фото 18. Правильно поставить мизинцы внутри ротовой полости на наружной поверхности крыловидного отростка сфеноида.

Фото 19-20. На ребёнке.

Разведение получено. Можно перейти к флексии-экстензии сфеноида посредством фронтальной руки. Но предварительно надо покинуть  фиксированную точку на сфеноиде внутри ротовой полости, чтобы тестировать подвижность сфеноида и крыловидного отростка.

Освобождение малого крыла сфеноида (фото 21).

Цель.

Освободить малое крыло сфеноида.

Поза ребенка: на спине.

Поза остеопата: сидя у головы.

Точки контакта: безымянные и мизинцы обеих рук на чешуе затылочной кости. Указательные пальцы на уровне наружных столбов лобной кости. Средний на большом крыле сфеноида.

Маневр.

Безымянные и мизинцы удерживают затылок сзади. Указательный и средний образуют V. Указательные пальцы толкают вперед лобную кость через наружные столбы. Средний освобождает большое крыло сфеноида от лобной кости, его толчок направлен вниз. Задержка дыхания пациента. Дорси-флексия стоп. Мизинец может послать волну жидкости. Ассистент может приподнять лобную кость или приподнять указательные пальцы остеопата, лежащие на наружных столбах лобной кости.

Стремиться к точке равновесия мембран взаимного натяжения. Удерживать до расслабления. Ещё раз тестировать.

 

Фронто-сфеноидальная техника малого крыла через «Cant-hook».

Фото 17.

Цель.

Освободить фронто-сфеноидальное  сочленение на уровне малого крыла сфеноида. Его освобождение вызовет декомпрессию артерии Сильвия, снабжающую лобную долю.

Скошенные поверхности сочленения: лобная операется на малые крылья сфеноида. Следовательно, малые крылья лежат под лобной костью. Мы опять имеем дело с верхней и внутренней скошенными поверхностями. Лобная кость имеет нижнюю поверхность. Это обеспечивает скольжение между двумя костями. В средней части малые крылья направлены вниз и вперед, в то время как лобная кость идет вниз и назад. малые крылья идут вперед и к наружи, на периферию. Орбитальная пластина лобной кости и конец малого крыла накладываются друг на друга.

Положение ребенка: на спине.

Положение остеопата: в головах у ребенка с контрлатеральной стороны.

Точки контакта:

Каудальная рука: мизинец внутри ротовой полости на наружной поверхности крыловидной кости. Безымянный или указательный пальцы на большом крыле сфеноида.

Цефалическая рука: указательный и средний пальцы с контрлатеральной стороны. Большой палец с гомолатеральной стороны, мостиком над лобной костью на латералбьных углах лобной.

Стр. 491. Лобная кость 5.

Фото 21. Освобождение малого крыла сфеноида.

Фото 22. Лобно-теменное разведение через фронтальны й лифт.

Фото 23. Лобно-верхнечелюстное разведение.

Маневр: каудальная рука удерживает сфеноид в каудальном положении.

Освободить внутреннюю и наружную скошенные поверхности сочленения через компрессию, как для фронтального лифта, через компрессию латеральных углов лобной кости постепенно сближая указательный и средний пальцы с большим. Индуцировать флексию лобной кости и спровоцироваьт лифт. Сохраняя лифт, направить лобную кость к макушке, потом вниз (к стопам пациента). В лифте провоцировать небольшие поперечные движения, смещая латерально внутрь и кнаружи лобную кость.

Все эти различные параметры маневра выполняются плавно, дозировано: пальцы должны ощущать каждую фазу маневра.

Лобно-теменное разведение (фото 22).

(См. технику фронтального лифта).

Вариант: с двумя остеопатами.

Положение ребенка: на спине.

Положение остеопата: в головах у ребенка.

Точки контакта:

Остеопат сидит. Ассистент стоит сзади него. Ассистент указательными пальцами обеих рук встает на наружные столбы лобных костей (подушечки пальцев обращены  на стопы ребенка. Остеопат кладет все пальцы обеих рук по обе стороны теменных костей.

Маневр. Ассистен приподнимает лобную кость кпереди, нажимая указательными пальцами на наружные углы лобных костей. Остеопат удерживает теменные кости и одновременно может выполнить легкое надавливание кзади (по отношению к пациенту).

Лобно-верхнечелюстное разведение (фото 23,24)

Цель.

Освободить, развести, снять компрессию лбной кости и восходящей ветви верхней челюсти. Этот маневр влияет на отношение с решетчатой костью.

Положение ребенка: на спине.

Положение остеопата: в головах у ребенка с контрлатеральной стороны от поражения.

Точки контакта:

Каудальная рука: мизинец внутри ротовой полости стоит на заднее-наружной части верхней челюсти. Подушечка пальца «смотрит» на альвеолярный край. Безымянный внутри ротовой полости стоит на передней части верхней челюсти под орбитальным краем. Средний палец на конце восходящей ветви верхней челюсти. Указательный может лежать на глабелле, без напряжения: метопический шов. Большой палец лежит, не операясь, на противоположной скуловой кости.

Цефалическая рука: мостиком над лобной костью, спереди от венечного шва. Указательный-средний с одной стороны, а большой – с другой стороны операются на наружные столбы лобной кости.

Стр. 493. Лобная кость 6.

Фото 24. Вариант положения пальцев для лобно-верхнечелюстного разведения.

Фото 25. Лобно-скуловое разведение.

Маневр: каудальная рука служит фиксированнй точкой и иммобилизует верхнюю челюсть со стороны контакта.

На первом этапе. Цефалическая рука, как якорь, освобождает поверхность в форме L .

На втором этапе. Она провоцирует флексию-экстензию лобной кости.

Лобно-скуловое разведение. (фото 25).

Положение ребенка: на спине.

Положение остеопата: сбоку, в головах у ребенка .

Точки контакта:

 Цефалическая рука : указательный или средний палец на наружном орбитальном отростке лобной кости, со стороны, противоположной от поражения. Большой палец на наружном орбитальном отростке лобной кости, со стороны коррекции.

Каудальная рука: средний палец на лобном отростке скуловой кости. Указательный ниже среднего пальца, рядом с верхнее-челюстным отростком скуловой кости.

Маневр:

Каудальная рука, скуловая, служит фиксированной точкой и иммобилизует скуловую кость. Цефалическая рука, фронтальная через лобную кость разводит лобную и скуловую кости. Разведение кпереди, и одновременно к макушке.

Вариант: через «V» spread, указательный – средний в форме «V» по обе стороны лобно-скулового сочленения.

Верхняя челюсть.

Тест глобальной мобильности верхней челюсти (фото 26).

Поза ребёнка: на спине.

Поза остеопата: в головах.

Точки контакта.

Обе руки покрывают лобную кость. Подушечки указательных пальцев ложатся по обе стороны как можно ближе к верхнечелюстному шву, по обе стороны носа, на верхнюю зубную аркаду.

Средние пальцы встают рядом с указательными на латеральную часть аркады кнутри от верхнечелюстно-скулового шва.

Манёвр.

1)     Не делать ничего! Расслабить пальцы, чтобы дать им почувствовать пластичность верхней челюсти. В целом, движение идёт по отношению к двум вертикальным осям, проходящим через восходящие ветви верхней челюсти, которые подвешивают челюсть к лобной кости.

При флексии СБС верхнечелюстная бугристость идёт кнаружи и вперёд. Обе верхнечелюстные кости раздвигаются кзади. Свод нёба опускается. Высокая часть восходящих ветвей отодвигается кзади вместе с лобной костью. Зубная аркада расширяется. Межрезцовый и межверхнечелюстной швы отодвигаются кзади.

При прослушивании надо почувствовать, таким ли образом проявляются  все эти параматры.

2)     Для теста. – Наружная ротация: указательные пальцы разглаживают межрезцовый шов. Средние пальцы сообщают импульс, направленный кнаружи. Аркада расширяется.

- Внутренняя ротация.  Указательные пальцы ослабляют своё лёгкое разглаживающее надавливание. Средние толкают кнутри.

В тесте наружной или внутренней ротации повторить самое большое движение (моюильность).

 

Тестирование  односторонней подвижности верхней челюсти (фото 27-28).

Поза ребёнка: лёжа на спине.

Поза остеопата: стоя или сидя, но обязательно сбоку от головы ребёнка, с противоположной тесту стороны.

Точки контакта.

Цефалическая рука: указательный палец деликатно встаёт на восходящую ветвь верхней челюсти, нажимает плавно, тонко, палец расслаблен. Остальные палцы лежат расслабленно на лобно-теменнгом сочленении.

Верхняя челюсть 1. Стр. 495.

Фото 26. Тест глобальной подвижности верхней челюсти.

Фото 27.  Указательный палец внутри ротовой полости. Тест односторонней подвижности верхней челюсти.

Фото 28. Мизинец внутри ротовой полости.

Каудальная рука. Мизинец внутри ротовой полости встаёт на бугристость верхней челюсти (подушечка пальца развёрнута к нёбу).

Манёвр.

1)     Не делать ничего! Расслабить пальцы, чтобы дать им почувствовать пластичность верхней челюсти. Во флексии почувствовать, как бугристость верхней челюсти идётвперёд и кнаружи, а  восходящие ветви верхней челюст идут назад вместе с лобной костью. При экстензии СБС – всё наоборот

2)     Тест наружной ротации. При флексии СБС, в самом её начале, остеопат сообщает импульс, вращательным движением мизинца, направленным кнаружи,  внутри ротовой полости. Далее пусть всё произойдёт само –собой.  Запомните качество качество мобильности данной ротации или, наоборот, её ограничение.

3)     Тест внутренней ротации. При экстензии СБС, в самом её начале, остеопат сообщает импульс, вращая подушечку мизинца внутри ротовой полости кнутри и слегка вниз. Оцение свободу или ограничение подвижности.

 

Коррекция поражений верхней челюсти в наружной ротации.

Ограничение внутренней ротации или увеличение наружной ротации.

Поза ребёнка: лёжа на спине.

Поза остеопата: сбоку от головы ребёнка, с противоположной  стороны от поражения.

Точки контакта.

Такие же, как для теста наружной ротации. (см. выше).

Манёвр.

Метод агравирования. Индуцировать наружную ротацию (в направлении поражения) верхней челюсти. Послать большие крылья сфеноида  или наружные орбитальные  столбы лобной кости вперёд. Мизинец внутри ротовой полости толкает верхнюю челюсть кнаружи. Найти точку равновесия. Удерживатьеё в точке баланса до расслабления натяжения мембран. Тестировать ещё раз.

Прямой метод. Мягко направить верхнюю челюсть во внутреннюю ротацию. В поиощь себе отвести назад большие крылья сфеноида или наружные столбы лобной кости.  Найти точку равновесия. Удерживать её до расслабления натяжения мембран. Тестировать ещё раз.

 

Коррекция поражений верхней челюсти во внутренней ротации.

Ограничение наружной ротации или агравирование внутренней.

 Поза ребёнка: лёжа на спине.

Поза остеопата: сбоку от головы ребёнка, с противоположной  стороны от поражения.

Точки контакта.

Те же.

Манёвр.

Метод агравирования. Индуцировать внутреннюю ротацию (в направлении поражения) верхней челюсти. Послать большие крылья сфеноида  или наружные орбитальные  столбы лобной кости назад. Мизинец внутри ротовой полости толкает верхнюю челюсть кнутри. Найти точку равновесия. Удерживать до расслабления.

Прямой метод. Мягко направить верхнюю челюсть в наружную ротацию. В помощь себе толкнуть вперёд наружные столбы лобной кости, а верхнечелюстную бугристость – кнаружи.  Найти точку равновесия. Удерживать её до расслабления натяжения мембран. Тестировать ещё раз.

 

Техника моделирования нёба (фото 29-30).

Цель: моделировать нёбо  ребёнка.

Поза ребёнка: на спине.

Поза остеопата: сбоку от головы.

Точки контакта:

Цефалическая рука. Большой, указательный и средний пальцы с двух сторон  на наружных орбитальных столбах лобной кости.

Каудальная рука. Указательный и средний либо мизинец и безымянный пальцы, если нёбо маленькое, внутри ротовой полости. Два пальца образуют «V», которое лежит по обе стороны зубной аркады кнутри или на краю альвеолярного края.

Манёвр.

Указательный и средний либо безымянный и мизинец лежат внутри ротовой полости и мягко разводят нёбо, чтобы заставить его опуститься. Цефалическая рука ищет точку равновесия натяжений.

Вариант.

Если нёбо высокое справа и плоское слева, терапевт фиксирует средний палец или мизинец на высокой правой половине нёба, а указательный или безымянный палец разглаживает, отводит левую плоскую половину.

Цефалическая рука ищет точку равновесия натяжений.

  

Моделирование предмаксилярной кости (фото 31-32).

Резцовая или предмаксилярная часть разделена связующим хрящем ещё на эмбриологической стадии. У новорождённого данный хрящ может сместиться кнутри или кнаружи.

Цель.

Моделировать, корректировать или уравновесить предмаксилярную кость, вернуть ей нормальное положение прямым методом.

Примечание: прежде чем приступить к этому манёвру сначала нужно исправить и ремоделировать верхнюю челюсть, зубную дугу с её латеральными отношениями.

Точки контакта.

Поместить предмаксилярную кость между указательным и большим пальцем каудальной руки. Большой и указательный встают на уровень наружных столбов лобных костей.

Манёвр.

1) Указательный и большой палец прослушивают и тестируют предмаксилярную мобильность.

2)  прямым методом они направляются в сторону коррекции до точки баланса натяжения мембран.

3) удерживать точку баланса.

4) Фронтальная рука, манипулируя флексией и экстензией СБС, стремится к точке равновесия натяжений.

5) Радиальная часть руки, лежащая на вертексе, может направлять жидкостные волны к предмаксилярной области.  

Стр. 498. Верхняя челюсть 2.

Фото 29-30. Моделирование нёба и техника интер-максилярного освобождения.

Фото 31-32. Предмаксилярное моделирование.

Стр. 499. Верхняя челюсть 3.

Фото 33-34. Техника глобального разведения нижней челюсти.

 

Техника глобального разведения верхней челюсти. (фото 33-34).

Цель: освободить глобальную подвижность верхней челюсти. Воздействовать на швы: верхнечелюстно-лобный, верхнечеюстно-решетчатый, верхнечелюстно-нёбный, верхнечелюстно-слёзный.

Положение ребёнка: лежа на спине.

Положение остеопата: в головах.

Точки контакта: большие пальцы обеих рук стоят с двух сторон от меж-резцовой линии и интрамаксилярного шва, книзу и с двух сторон от носового отверстия. Указательные пальцы обеих рук находятся внутри рта, на внутренней и латеральной поверхности альвеолярного края.

Техника:

1)     Развести две верхне-челюстные кости, прикрепленные к лобной кости; проделать глобальную декомпрессию всех соседних швов. Большие пальцы обеих рук делают легкую дозированную тракцию, направленную кпереди от пациента и слегка книзу. Мысленно проследуйте за этой декомпрессией и почувствуйте её своими пальцами. Не забывайте, что верхняя челюсть подвешена к лобной кости. Найдите точку равновесия и удержите её.

2)     После того, как вы проделаете освобождение шва, приведите верхнюю челюсть в наружную ротацию содружественным дествием двух рук. Чтобы это проделать, необходимо надавить большими пальцами на переднюю часть верхней челюсти. При этом интер-максилярный шов уходит кзади. Указательные пальцы внутри ротовой полости подушечками подают импульс книзу, кзади и кнаружи. При этом зубная дуга в задней части расширяется и свод  нёба опускается.

3)     Найдите точку баланса и поддерживайте баланс до момента расслабления натяжений мембран. Повторите тест.

Замечания:

- Эту наружную ротацию верхней челюсти можно совершить, поддерживая декомпрессию верхней челюсти. Но это не обязательно.

- После техники можно приняться за послушивания ритма флексии-экстенхии СБС и усилить этот ритм, чтобы дренировать верхнечелюстной синус.

- Эта техника хороша, но не применима (или должна выполняться с особой осторожностью) у детей младше 6 лет из за риска разрыва вены Галена.

 

Техника интер-максилярного освобождения. (фото29-30)

Цель: освободить интер-максилярный шов, когда две половинки вехнечелюстной кости «сжаты».

Положение ребёнка: лежа на спине.

Положение остеопата: в головах, сбоку от ребёнка.

Точки контакта: цефалическая рука: указательный или  средний палец  мостиком над лобной костью, с двух сторон от наружных орбитальных столбов лобной кости. Каудальная рука: указательный, средний пальцы или безымянный и мезинец легко, но уверенно контактируют с либо внутренним краем альвеолярной дуги или зубами, либо с нижней частью зубов, либо со сводом нёба.

Техника: Прямая техника выполняется пальцами буквой «V» внутри ротовой полости.

1)     Развести методом V-спреда интермаксилярный шов.

2)     Сохраняя положение буквой «V» пальцев каудальной руки, цефалической рукой усиливают движение флексии СБС и ищут точку баланса. Чтобы это проделать, нужно подать наружные столбы лбной кости вперёд, зажав их большим и указательным пальцами, как пинцетом.

3)     Как только натяжение мембран снижается, действие прекращают, и начинают усиливать движение флексии-экстензии СБС лобной рукой, которая ведёт структуры в ритме СБС. Когда наружные столбы лобной кости идут кпереди --- флексия СБС  ---        наружная ротация лобной кости; когда наружные столбы лобной кости идут кзади --- экстензия СБС --- внутренняя ротация лобной кости.

4)     Пальцы во рту ослабляют своё давление и начинают улавливать движения верхней челюсти. Когда нёбо уплощается, зубная дуга расширяется --- флексия СБС.  Когда нёбо поднимается, зубная дуга сужается --- экстензия СБС.

 

Замечания: Необходимо дозировать усилие. Необходимо действовать нежно. Необходимо прослешивать в расслабленном состоянии и сосредоточившись.

 

Техника верхнечелюстно-решетчатого освобождения (фото 33)

Цель: освободить верхнечелюстно-решетчатую стержневую точку.

Стержневая точка: нёбный отросток имеет скос грани, направленный вовнутрь, и покрывает наружный скос нёбного отростка верхней челюсти.

Положение ребёнка: лежа на спине.

Положение остеопата: контро-латерально.

Точки контакта: цефалическая рука: большой и указательный или средний палец образуют мостик над лобной костью, становясь на наружные столбы лобной кости. каудальная рука: подушечка указательного или мезинца – на интер-палатинном шве, кзади от крестовидного шва при выполнении глобальной техники (фото 35) или на одной половине небной кости (левой или прваой) при выполнении специфической техники (фото 34). Безымянный палец может (но не обязательно) располагаться во рту на уровне верхнечелюстной бугристости (на той половине кости, которую лечат).

Техника:

1)      произвести декомпрессию верхнечелюстно-нёбной стержневой точки легким вертикальным хорошо дозированным давлением указательного пальца или мезинца, расположенных во рту. Это приводит к расхождению внутренней поверхности небного отростка и наружной поверхности небного отростка верхней челюсти. если безымянный палец расположить под верхнечелюстной бугристостью, то он будет благоприятствовать наружной ротации верхнечелюстной кости через лёгое нажатие своей подушечкой кнаружи (как если бы его подушечка хотела бы сместиться так, чтобы смотреть на внутреннюю поверхность маляров = импульсация, а не истинное движение пальца --- резвести верхнюю челюсть.

2)      Найти точку равновесия цефалической рукой, подавая наружные столбы лобной кости кпереди --- флексия СБС --- наружная ротация периферических костей.

3)      Как только натяжение мамбран расслабится, отпустить точку баланса. 

4)      Повторить тест подвижности максило-палатинного шва, войдя в краниальный ритм через палец, находящийся во рту.

 

Техника максило-фронтального освобождения.

- Глобальной верхнечелюстной техникой (см. технику, уже описанную с лобной костью).

- Фронто-максилярной техникой (см. технику, уже описанную с лобной костью).

 

Стр. 503. Теменная кость 1.

Фото 36 и 37 – тесты подвижности теменной кости.

 

 

Теменная кость.

Цель.

Тестировать обе теменные кости относительно их осей (косой переднее-задней, идущей сзади кпереди, снаружи кнутри, снизу вверх, проходящей на уровне стержневых точек).

Стержневые точки и суставные скошенные поверхности:

- от птериона до стержневой точки = внутренний скос = теменная лежит на лобной,

- от стержневой точки до брегмы = наружный скос = лобная лежит на теменной,

- от астериона до стержневой точки = внутренний скос = теменная лежит на затылочной,

- от стержневой точки до лямбды = наружный скос = затылочная лежит на теменной,

- от птериона до астериона = наружный скос = височная лежит на теменной.

 

Поза ребёнка: на спине.

Поза остеопата: у головы ребёнка.

1)     Правильно определить границы теменной кости. Искать их подушечкой указательного пальца лёгким поперечным движением, перпендикулярным шву: коронарный и сагиттальный швы; точки лямбда, птерион, астерион.

Точки контакта:

Указательный палец – на переднее-наружных углах теменных костей, позади коронарного шва и как можно ближе к птериону. Мизинец встаёт спереди от лямбдатического шва, как можно ближе к астериону. Средний и безымянный между указательным и мизинцем. Большие пальцы друг на друге над сагитальным швом.

Манёвр.

2)     Ничего не делать. Оценивать мобильность теменных костей.:

- при флексии брегма отодвигается назад и погружается; межсагитальный шов слегка вдавливается вглубь. Свод уплощается. Переднее-наружный угол теменной кости следует за лобной и большими крыльями сфеноида и идёт кнаружи, вперёд и вниз. Лямбда отодвигается назад.

- Задняя часть теменной кости на уровне лямбды отодвигается назад и раздвигается больше, чем спереди.

-  И наоборот, для экстензии, когда теменной шов встаёт «вертикально», теменные кости, свод черепа слегка поднимаются. Переднее-наружный угол идёт вовнутрь, назад и вверх, следуя за лобной и большими крыльями сфеноида.

Чувствуете ли вы пластичность теменной кости? Есть ли симетрия, или ассиметрия? Когда больше подвижности: при флексии или при экстензии СБС или при пассивном прослушивании?

3)     Тесты.

Тест наружной ротации. На фазе флексии СБС послать импульс к латеральным углам, мобилизуя их вперёд, кнаружи и вниз. Потом не делать ничего. Ждать, как к пальцам приходит движение. Запомнить его.

Тест внутренней ротации. Делать то же самое. Но импуль послать при экстензии СБС – латеральные углы теменных костей пойдут назад, внутрь и вверх.

4)     Диагностика.

Чего больше? Наружной или внутренней ротации? При каком тесте мною ощущается большее ограничение?

 

Коррекция поражений в наружной рпрямой метод.

отации теменной кости.  (фото 36-37).

Поза ребёнка: идентична позе при тесте.

Поза остеопата: идентична позе при тесте.

Точки контакта:

Для обеих рук. Указательные пальцы на переднее-наружных углах теменных костей. Безымянные – на заднее-наружных теменных углах.

Манёвр:

Манипулировать теменной костью как в тесте наружной ротации. Удерживать в этом положении. Для этого указательными пальцами послать импульс, двигающий наружные латеральные углы теменной кости вперёд, кнаружи и вниз.

Метод аггравации.

Найти точку равновесия. Стоять на ней, не «заморозив» тест. Можно попросить ребёнка сделать апное на вдохе и дорси-флексию стоп.

 

Стр. 505. Теменна кость 2.

Фото 38. Техника, ассоциирующая V-spread  и моделирование.

Схемы показывают положение рук при моделировании теменного бугра.

  1. аспирация плоского теменного угла.
  2. разглаживание теменного угла.
  3. ремоделирование и уравновешивание в случае париетальной дисторсии.

 

* Прямой метод.

Мягко направить теменную кость во внутреннюю ротацию. Найти точку равновесия.