Реймонд Солано - Краниальная остеопатия (стр. 161-180).
Эдипов опыт ребёнка.
Этот опыт определяется аффективным отношением, которое устанавливает ребёнок со своими родителями: амбивалентная связь, где ненависть и любовь тесно переплетены.
Эта связь начинается во время активной оральной стадии, т. е. с самых первых контактов с родителями. итак, это отношение устанавливается к трём-четырём годам. На самом деле каждая стадия, каждое обучение направляет проживание эдипова опыта и обуславливает этот тип отношений с родителями.
Эта стадия представляет собой перенос желаний ребёнка на своих близких. Таким образом он переносит свои собственные чувства на родителей. Чаще всего он пытается их поглотить, абсорбировать (оральность), присвоить (анальность) или желать их как привилегированного партнёра, приносящего удовольствие (фаллическая стадия), потом освободиться от этих связей. Он анулирует, таким образом, исключительное место родителя, символически убивая его, чтобы наилучшим образом раскрыться для других партнёров. (Фрейд). Вначале мать становится непременным объектом этой связи.
Потом, с 3-х до 8-ми лет, выбранный объект предстаёт как партнёр по удовольствию. Ребёнок тогда устанавливает реальные аффективные отношения с выбранным (выбранными) им партнёром (партнёрамит). Период с 4-х до 6-ти лет наполнен нежными и интенсивными обменами, любовными формулировками. В этих эдиповых отношениях ребёнок выражает свою любовь, даря подарки и вещи, которые ему очень дороги, ожидая в качестве компенсации дополнительной нежности от своего партнёра.
На этой стадии эволюции существует амбивалентность чувств, где любовь и нежность к партнёру тесно переплетены.
Ребёнок желает родителя противоположного пола. Он мечтает сделать его своим возлюбленным и он ощущает очень сильную неприязнь к нему, т. к. тот желает в качестве партнёра кого-то другого. Несмотря на это, ребёнок его любит. Также притягательная близость возникает в отношении к конкуренту. Но она окрашена аффективностью, т. к. соперник (отец - для мальчика, мать – для девочки) остаётся очень внимательным к нему.
К тому же эта неприязнь является чувством, отвергаемым со стороны СВЕРХ-Я , которое боится своего открытия ... и наказания. Таким образом возникают фантасмы, питая эдипов комплекс. Ребёнок отвергает свою ненависть, подставляя вместо неё замену любви (вежливость, любезность, послушание и т. д. ).
Чтобы в нескольких словах закончить тему эдипова комплекса, рассмотрим механизм чувствований ребёнка в контакте с родителем как «объектом желания.»
Ребёнок испытывает к избранному объекту желания: любовь-ненависть, затем, страх открытия в себе ненависти, что приводит к усилению любви.
Напротив, к конкуренту чувства выражаются так: враждебность-любовь, страх перед своей враждебностью, что усиливает подчинение.
Итак, эта фаза сигнализирует о принятии ребёнком половой роли и о проживании аффективных амбивалентностей. Ребёнок продвигается в своём формировании, а его опыт служит во благо развитию его личности.
· От 6 до 12 лет, примерно, наступает период пред-полового развития, когда включается очень важный процесс отвергания, отталкивания: это бессознательная активация детской тревоги, страхов.
Она отмечает переход образного, интуитивного, воображаемого, химерического ума в рациональный ум, который лежит в основе отвергания.
Школа даёт ему многочисленные знания, приближая его к рассуждениям взрослого. Таким образом, ребёнок рассуждает, анализирует, оперирует абстрактными процессами синтеза, противопоставляя его синтезу на основе перцепции. Постепенно он приходит к дискурсивной мысли, т. е. мысли, выраженной словом, помогающей ему оценить непрерывность и постоянность бытия. Тогда он получает возможность соотносить знаки и понимать абстрактную сторону предметов и ситуаций. Он по-другому подходит к жизни. Его психика усложняется. Это новое возрождение ребёнка влияет на детские слои комплексификации.
Эмоции лежат в основе логических приобретений и организованы так, чтобы подойти к взрослой стадии.
Через окружающую среду ребёнок открывает и строит свой идеал собственного Я и развивает формы поведения, которые помогают ему найти своё место в социуме. (Он учится определяться по отношению к школьной группе, социальной группе, родителям и т. д. в зависимости от норм, ценностей и ориентиров общества: по отношению к силе, власти, деньгам...).
· с 12 до 15 лет : половое созревание. Очень важный для ребёнка этап, начинающийся в физиологических трансформациях. Он обуславливает высокую психологическую эволюцию ребёнка. она более или менее ориентирована в соответствии с начальными условиями.
К 11-ти годам развиваются половые органы. У мальчика всё чаще случается эрекция пениса. Она сопровождается новыми ощущениями. Эта эволюция закончится образованием сперматической жидкости. Просыпается чувственность, провоцируя стремление к сексуальным ощущениям.
У девочки, всё немного по-другому. В период полового созревания она начинает открывать оргазм клитора (мастурбация). Позже, молодой девушкой, она откроет вагинальный оргазм. Половое созревание проявляется как болезненное, неприятное ощущение первых месячных. Эти потерикрови реактивируют эмоции увечья, кастрации. Это детские страхи.
Тревожное состояние в период полового созревания можно резюмировать так: страх быть анормальной, пробуждение вины перед лицом удовольствия, итак, удовольствие становится источником вины, ошибки (греха), отсюда уход от игр, приносящих удовольствие, избегание физического контакта, отказ поцеловать родителей. Ребёнок воспитывает в себе невинность, чтобы избежать тревоги, вызванной чувством вины.
Зрелый в половом отношении ребёнок хочет, чтобы с ним обращались, как со взрослым. Он отказывается от статуса ребёнка. (он требует права спорить, пить, курить, приходить домой поздно ночью, поздно ложиться спать и т. д.).
Он боится любых обидных высказываний в свой адрес, которые принижают его и увеличивают его страх неполноценности.
У девочек этот предподростковый период навевает беспокойные мечтания и желания, которые её обуревают, но ей кажется, что она не способна их реализовать. Именно появление груди и виновно в возникновении таких чувств.
· За подростковым этапом следует период полового созревания. Это стадия непокорности и жестокости, т. к. чувство бессилия становится для подростка непереносимым. Он вновь переживает анальную стадию, отказываясь мыться и бриться. Он желает носить заштопанную одежду и т. д. всё это средство его воздействия на окружающую среду. Он шокирует, уничижает, ставит под сомнение, отвергает нормы и родительские ценности. Он переживает этот момент как несправедливость. Он желает переделать мир по-своему, так, чтобы его детского рабства больше не существовало. И, наконец, он желает получить самостоятельность, независимость. Он отказывается от любой опеки и устремляется на улицу в компанию подростков. Она даёт ему чувство безопасности и позволяет ему утвердиться как мужчине.
В этом подростковом периоде доминируют две проблемы:
- Сексуальная тревога, сконцентрированная на понятии партнёра.. «Мужчина я или женщина, способная выполнить свою сексуальную роль?» (отсюда мечты подростка о сексуальных отношениях с партнёром старше своего возраста). сексуальность и жестокость и непокорность ключевые понятия его психики. Подросток ищет образцы для подражания, чтобы повысить своё значение через бунт.
- Его беспокоит тема выбора профессии, профессиональный долг, т. л. Он готовится перейти из подросткового периода во взрослую жизнь. В своём подростковом возрасте ему приходится осознать обязанности взрослого человека.
Итак, период полового созревания и подростковый период – это повторное переживание всех тех же эмоций: от оральной, анальной, фаллической, до эдипова комплекса.
Примечания.
Необходимо и важно сделать ещё один краткий обзор этой физиологии особого типа. Он позволит остеопатам лучше понять склонности, поведение и реакции ребёнка на своё окружение.
Всё данное исследование приводит к пониманию тесной связи между психикой (psyche) и телом (soma), в которых напряжение и стресс могут в дальнейшем привести к возникновению психо-соматических заболеваний.
На самом деле нет ничего удивительного в том, что во время бурного роста ребёнка могут появиться факторы, способные нарушить не только сомато-органическое равновесие, но затронуть личность ребёнка.
Есть достаточное число конкретных примеров для доказательства. Известно, что перегрузки, амбиции, стресс провоцируют такие напряжения, вследствие которых прогрессируют сердечно-сосудистые, аллергические, психические заболевания. В настоящее время недавние эксперименты показали, что стресс влияет на сопротивляемость инфекциям. Например, часто, когда родители уезжают, дети заболевают острыми респираторными заболеваниями. Астма, экзема, колит, боли в желудке, тетания накладываются на проблему стресса.
Таким образом, рост ребёнка и все проблемы, присущие периоду полового созревания и подросткового возраста связаны с факторами напряжения и тревоги.
Наша роль в том, чтобы ориентировать, и постоянно помогать родителям понять, как и почему реагирует ребёнок в конкретный период своего формирования.
Проявление стресса и эмоций выражается в жестах, мимике, слове и т. д. , и так с рождения. Например: малыш на простой стимул, такой как шум, может отреагировать вздрагиванием, плачем или изменением цвета кожи. Широко открытые глаза, бедность кожи, вопросительное выражение лица, напряжение мышц выражают эмоции ребёнка. эти нормальные реакции полны смысла. А значит, нужно всего лишь быть внимательным и наблюдательным и уметь интерпретировать все типы реакций на ноцицептивные стимулы, т. к. это реакция сопротивления и противосояния им со стороны ребёнка.
Итак, стрессовое, агрессивное, разрушающее окружение или по крайней мере объективно оцениваемое ребёнком как таковое, усиливает некоторые физиологические реакции ребёнка в противовес попыткам самоконтроля.
Например.
- Если ребёнок долго и взахлёб плачет, это не случайно. Зачастую он пытается этим ингибировать напряжение, созданное переутомившейся матерью. Это хитроумный способ организма освободиться от напряжения и избежать усталости системы, которая желает оставаться в равновесии (борьба или бегство, какая-нибудь компенсация, чтобы избежать боли).
- Сосание пальца – это обычная для ребёнка вещь. Но она становится проблемой, когда родители зацикливаются на ней. Их тревога отражается на ребёнке, который чувствует их напряжение. Он не имеет никакого другого способа, чтобы ингибировать это напряжение, кроме сосания пальца. Все усилия родителей избанвить его от сосания пальца становятся тщетными. Они только закрепляют и усиливают этот симптом. Ребёнок сосёт палец, чтобы выразить свои ощущения или чтобы уменьшить чувство тревоги (отсюда порочный круг).
Значит: придание слишком большой важности такому типу квази-нормальных аберраций и заблуждений приводит к формированию дурной привычки, которая станет проблемой и для ребёнка и для родителей.
Некоторое число физических и психологических симптомов регулярно возникает на каждом возростном этапе. Это полностью нормальные и временные симптомы (см. Прилагаемую таблицу).
Остеопат должен знать их, чтобы успокоить обеспокоенных родителей и снять драматическое напряжение. На самом деле эти квази-нормальные физиологические и квази-физиологические симптомы являются источником беспокойства для ребёнка. Он способен с ними справиться. Но родители, добавляя к страхам ребёнка свою собственную тревогу, только увеличивают её по отношению к симптомам.
Эти симптомы полезны и могут служит связующим звеном, когда ребёнок переживает мучительные ощущения, они могут помочь найти способ коммуникации ребёнка с его родителями, если те слишком авторитарны или безразличны к его проблеме.
Симптомы служат «признаком-сигналом», сигналом тревоги. Они указывают на наличие за ними проблемы, которую родителям следует обнаружить. Ребёнок же через физический симптом лишь выражает свои болезненные ощущения. Он проявляет таким образом свой внутренний конфликт и просит, чтобы его слушали, слышали и понимали.
Итак.
Игнорировать симптом, думая, что он пройдёт, исчезнет, значит пренебрегать ребёнком. Это значит, оставить его наедине с проблемой, зачастую непреодолимой им самим без помощи взрослых.
Например, астма, которая связана с физическим аллергическим наследственным элементом. Но органо-физическая проблема может быть ухудшена феноменом фиксации, «зацикливания» на ней ... и астма может стать средством выражения тревоги ребёнка, его страхов, и т. д.
Таблица
Различных физических и психологических признаков,
Связанных с различными возрастными этапами ребёнка.
1-ый год.
· Колики + плач = от 2-х до 3-х часов в день в течение трёх первых месяцев.
· Срыгивания после еды.
· Сосание большого пальца или какого-либо другого.
· Нерегулярный стул у детей грудного вскармливания.
· Запоры при твёрдом стуле, который размягчается при изменении режима питания.
· Частые нарушения ночного сна перед каждым новым скачком роста.
Примечание: большинство этих симптомов быстро регрессирует после своевременного краниального остеопатического лечения. Если эти симптомы не исчезают после нескольких краниальных сеансов, они связаны с глубокой психологической проблемой или даже с патологией, которую следует выявить в результате дальнейшего обследования.
2-ой год.
· Проблемы, связанные с питанием = отказ принимать один продукт питания, затем другой.
· Приём пищи только один раз в день, отказ от многократного приёма пищи.
· Перехватывает дыхание при каждой вспышке гнева.
· Трудности в поддержании чистоплотности. Задержки мочи и стула, связанные с преждевременным требованием родителей соблюдать чистоту.
С 4-ого по 6-ый год.
· Головные боли или боли в желудке у мальчиков... непосредственно перед выходом из дома в школу.
· Боли в животе у девочек, связанные с обстановкой в семье.
· Тики, ложь, воровство, мастурбация, страхи, кошмары как результат тайного чувства агрессии у мальчиков.
С 6-ти до 12-ти лет. Период, предшествующий периоду полового созревания.
· Бурная реакция на заболевание, на маленькие несчастные случаи (порезы, ранки).
· Пользуется этим, чтобы не ходить в школу.
· Запоры.
· Головные боли как следствие состояния тревоги.
· Случайные полюции во время болезни или госпитализации.
С 12-ти до 20-ти лет. Подростковый период.
· Потеря аппетита.
· Увеличение аппетита.
· Задержка месячных.
· Озабоченность и беспокойство по отношению к своему телу, если его развитиезадерживается или наоборот преждевременно.
Примечания.
Все эти симптомы могут возникать и создавать ребёнку проблемы. Родители должны быть в курсе и сохранять бдительность. Наблюдение за ребёнком, умение его выслушать, уделить ему время позволят родителям знать, какая проблема стоит за теми или иными симптомами: только эмоциональная, аффективная, проблема взаимоотношений или же симптом связан с патологической проблемой. В этом случае, не медля, нужно обратиться за консультацией к семейному врачу или к специалисту. В первом случае коммуникация улучшит клиническую картину.
Здесь просто необходимо , чтобы родители участвовали и старались создать правильные отношения ребёнок-родители, чтобы обеспечить наилучшую семейную обстановку.
Итак. Нужно:
- либо нужно уменьшать количество различных стрессов, накладывающихся на первый стресс и вызывающий симптом;
- либо понять конфликт, вызвавший стресс;
- либо доверить решение этой проблемы третьему лицу (близкому родственнику, другу). Ему можно доверить вашего ребёнка для беседы с ним всякий раз, когда в этом чувствуется потребность.
Во всех этих случаях осознавайте эти сомато-висцеро-психические отношения и с вниманием относитесь к тревожным состояниям ребёнка.
Выводы.
Эта глава кажется нам очень важной. Такой подход говорит о том, что нельзя воспринимать ребёнка только как сомато-висцеральную машину, но как думающее, интеллектуальное и гипер-чувствительное тело.
Организация любого существа управляется законами комфорта, экономии, отсутствия страданий и равновесия. Из этого следует, что психологическая и ментальная жизнь управляется только путём регулирования равновесия. В определённый момент любые движения, любые мысли могут стать виновными в «расстройстве» состояния покоя.
Чтобы жить в относительной гармонии со своим окружением индивид должен постоянно стремиться адаптироваться, устроиться, компенсировать. Таким образом он вырабатывает бесконечное число форм регуляции равновесия и его нарушения.
Составной и неотъемлемой частью организма являются два разных вида регуляции. Они действуют механически, вне сознания и мыслительного процесса: это совершеннейшая сомато-висцеро-нейро-гормональная регуляция. Она позволяет телу поддерживать своё равновесие и обеспечить автоматизацию мыслительного процесса. Другие виды регуляции являются экзистенциальными. Они представляют собой конечный продукт сознательной мысли, которая способна оценивать двойственную ситуацию каждодневной жизни.
Между этими двумя типами физиологических сознательных и безсознательных регуляций существует маргинальный мир: мир подсознательной жизни, управляемый своими собственными типами регуляции и несущий свою эмоциональную нагрузку.
Ребёнок – это думающее, свободное существо, которое создаёт свои собственные способы регулирования равновесия и неравновесия. Он способен выбирать, определяться и рассуждать. Всё зависит от его субъективных рассуждений, от его воспитания и концепций. Итак, есть широко открытая дверь для всех заболеваний и извращений, создающих огромную предрасположенность к физическим дисфункциям.
Чтобы сохранять равновесие, ребёнку нужно поддерживать гармонию. Именно равновесие занято бесконечной коррекцией латентных состояний нарушения равновесия, вызванных избытком или недостатком чего-либо. С физиологической и психической точки зрения этот процесс требует поиска адаптации к окружающей среде. Потеря равновесия – это уже понятийная потеря на уровне схемы своего тела, своего образа и предметной интеграции. Она сопровождается потерей способности компенсировать. Организму всё больше приходится реагировать и бороться, чтобы компенсировать. Чем лучше ему это удаётся, тем больше он затрачивает энергии, тем больше он устаёт, а значит, его организм деградирует недопустимо для нас отделять пси от сомы, а сому от пси. Они тесно взаимосвязаны.
Остеопатическая медицина может оказать неоценимую помощь в этом контексте. Наш терапевтический арсенал позволит играть нам эффективную роль в психосоматических нарушениях ребёнка.
Стилл, наш основоположник, наш метр, уже давно понял это, а его мысли можно резюмировать в четырёх основных пунктах:
1. Нарушение структуры является основной причиной болезни.
2. Здоровье зависит от целостности структуры.
3. Тело производит свои субственные лечебные субстанции.
4. Правило артерии абсолютно (дренаж и гемо-динамика играют важную роль).
Нашими краниальными техниками, нашими манёврами по нормализации структуры, нашими манёврами органо-висцеральных, гемодинамических коррекций и дренажем мы сможем помочь юным организмам взять себя в руки и снова вернуться к самокоррекции.
Наше действие ставит перед собой в качестве конечной цели следующее: подтолкнуть организм ребёнка, чтобы тот занялся сам собой, взял себя на поруки. Как говорил Клод Бернар: «Все жизненные механизмы, какими бы разнообразными они ни были, имеют только одну цель – сохранение констант и условий жизни во внутренней среде человека».
Мы, как остеопаты, обязаны слушать и одновременно убедить родителей услышать себя. мы должны информировать и предлагать правильные советы с точки зрения межличностных отношений и гигиены.
Но в этих особых отношениях врач-ребёнок-родители мы не должны давить своим авторитетом и считать себя вершиной знаний и могущества. Нам скорее подошла бы роль внимательного друга, пытающегося понять чужие проблемы, чтобы суметь им помочь наилучшим образом.
Стилл говорил: «Остеопат должен быть человеком со светлой головой, совестливым, руководствующимся истиной. Он никогда не должен давать ответ прежде чем отыщет истину, о знании которой он утверждает».
Но прежде чем придти к этому, прежде чем предпринять остеопатическое лечение не думаете ли вы как Вильям Ослер, «что чаще важнее знать природу пациента, чем природу болезни?»
Сводные таблицы характеров и выбора остеопатического вмешательства во время сеансов.
Таблица 1.
E-nA – чисто эмоциональные чувствительные типы характера.
ХАРАКТЕРЫ |
ВЫБОР ТЕХНИК ВОЗДЕЙСТВИЯ |
|
Р = нервные - Эмоциональные - Мобильные - Упрямые - Экспрессивные - Очаровательные - Ласковые - |
Не добиваться от них волевых усилий
Соблюдать их ритм.
Отсутствие самоконтроля. Импульсивность.
Любят конкретные достижения
Любят, чтобы их слушали. |
Первый сеанс
IV желудочек или фасциальные манёвры Мягкие техники...но завоевать доверие В конце сеанса одну или две прямые техники Короткое краниальное остеопатическое лечение, т.е. эффективное, основное. Не может долго лежать во время сеанса. Не держать ребёнка долго в одном и том же положении. Следующие сеансы Можно делать всё. Миотенсивные техники, Сутерленда, прямые и т.д. в зависимости от необходимости. |
S = чувствительные - беспокойный
- нерешительный
- робкий
- обидчивый
- недовольный |
Любит, чтобы его понимали и оберегали. Неловкий в своём поведении. Очень верный, преданный. Астенический. Боится выглядеть смешным. Его эмоциональность сопровождается обдуманностью и беспокойством. Он заботится о совершенстве в мелочах. |
Первый сеанс
Фасциальный техники расслабления или Миотенсивные техники Сатерленда. Все кранио-сакральные техники. Не использовать их в большом количестве на первом сеансе: помнить об эффективном дозировании; не истощать его. Лечение методами остеопатии может быть длительным, но начинать нужно как только ребёнок успокоится ввиду отсутствия боли. при мягкой работе остаётся спокойным и терпеливым. То же, что для астенического ребёнка.
Следующие сеансы. Применять прямые техники, предварительно объяснив, что собираетесь делать, и что произойдёт и что может быть предпринято. |
Таблица 2
А – nE - чисто активные дети.
ХАРАКТЕРЫ |
|
ВЫБОР ХЕХНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ |
1) Р = сангвиники - спокойный -подверженный влияниям -поддающийся окружению - реалист - хитрый - послушный -дисциплинированный -находчивый |
Рассеянный Любит, чтобы всё уточняли. Нужно направить их живое внимание. Живёт легко, имеет хороший характер. Любит быть востребованным. Умеет повернуть любую ситуацию в свою пользу. |
Певый сеанс Можно применять любое лечение по принципам остеопатии. хорошо воспринимаются прямые техники остеопатии, в общем так же как и краниальные. Ребёнок остаётся спокойным, дисциплинированным. Ребёнок любит знать, что с ним делают или будут делать. |
2) S = Флегматичный - очень спокойный - аккуратный
- заботливый
- упорный
- упрямый - настойчивый - разумный
|
Любит спокойствие На него можно рассчитывать, доверять ему . Медленно адаптируется. Спокойный ритм. Долгая организация Релистичный. Юмор или ирония могут ранить его. Любит понимать. Любит одиночиство. Когда контакт установлен, он весело открывается. |
Первый сеанс Очень спокойный. Облегчает работу остеопата. Он тоже легко переносит спокойный и долгие сеансы и длительной лечение техниками остеопатии. краниальные сеансы проходят правильно. Нужно объяснять ему вещи и дать время адаптироваться к вам и к ситуации. |
Таблица 3
Е – А – чувствительные или эмоциональные активные
ХАРАКТЕР |
ВЫБОР ТЕХНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ |
|
Р = холерик - резвый - задира - шаловливый - до всего есть дело - полный жизни - выпутывающийся из любых ситуаций - неустающий никогда |
Чувствительный с живыми реакциями Впечетлительный Прилежный и сильный Бессознательный Любит организовываться Оптимист, радостный. |
Первый сеанс
Первый сеанс не должет быть слишком длинным. Нужно дать ребёнку подвигаться между двумя техниками Тяжело переносит краниальный техники и долгие сеансы. Главное нужно делать эффективно. Хорошо переносит прямые остеопатические техники, если они делаются с нежностью, т.к. это быстро и не требует долгой подготовки исходного положения. Не нужно впечатляться его чувствительностью и живостью его реакций.
|
S = увлеченные
- серьёзные - озлобленные - усердные - правильные - очень обдуманные - восприимчивые - упрямые |
Любит ответственность Любит логику и разумность Ценит правдивые ответы и конкретные объяснения Ему можно доверять Боятся иронии Скачкообразно меняется настроение Жесткие, если им противостоят, но нежные с друзьями. |
Первый сеанс.
Очень доверчивые, очень обдуманные, серьёзные готовы играть в остеопатическую игру. На первом сеансе с ним возможно делать всё. Любые прямые техники, непрямые, фасциальные или краниальные техники очень подходят этому ребёнку. Главное всё объяснить ему: зачем, для чего и как мы манипулируем с ним. Избегайте иронии или пустых разговоров. Заинтересуйте его лечением в остоепатии, сделайте его вашим союзником. Такой ребёнок выдерживает долгие сеансы. |
Таблица 4.
NE – nA – аморфные или спокойные.
ХАРАКТЕРЫ |
ВЫБОР ТЕХНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ |
|
Р = аморфные или лимфатические - медленные - беззаботные - чувствительный - обжора - алчный - любопытный - ленивый S = лимфатический - нелюдимый - скрытный - маньяк - честный - уверенный - злопамятный |
Очень хорошо приспосабливается к среде Успокаивается, когда успокаиваются другие. Дисциплинированный или недисциплинированный Не любят усилия Серьёзно наблюдать за ним С таким же характером Не болтливый Рассудительный, анализирующий и часто критичный Очень трудно адаптируется к среде Берётся за трудную работу Астенический |
Первый сеанс Это лимфатический ребёнок, остающийся расслабленным и не любящий усилия. Значит нужно с первого сеанса взять ребёнка в свои руки, проявить настойчивость сразу. Работать можно прямыми, фасциальными или краниальными. Ему не понравятся миотенсивные техники. Которые слишком жесткие и требуют его активного участия. несмотря на то, что вы врач, ребёнок хорошо адаптируется к вам, если вы ему понравитесь. Лечение принятое в остеопатии может быть долгим. Певый сеанс На первом сеансе контакт с нелюдимым ребёнком будет трудным. Участие ребёнка будет проблематичным. Применяйте прямые или фасциальные техники. Ребёнку понравятся краниальные техники: он останется таким образом в своих размышлениях и анализе. Не отчаивайтесь – контакт наладится, когда он вас откроет и будет готов вас принять. Сеансы не должны быть очень долгими.
|
Глава 7.
Общие принципы и советы по диете и гигиене питания у детей всех возрастов.
Всё больше и больше внимания уделяют проблемам питания. Эта глава не ставит своей задачей дать исчерпывающее исследование этой темы. Мы хотели бы изложить некоторые принципы и общие советы по гигиене питания ребёнка, полезные для остеопата, с тем чтобы информировать родителей о различных, иногда трудноразрешимых проблемах. Мы остановимся на нескольких основных идеях относительно гигиены и режима питания.
Практические советы.
Фруктовые соки.
К возрасту от 1-ого до 2-х месяцев разбавлять сок. Сок фруктов = витамин С. Молоко = витамин D.
Когда начинать прикармливание грудного ребёнка твёрдой пищей?
Всё зависит от расположенности ребёнка принять кормление с ложки. Плотная пища привносит железо в организм ребёнка. Без неё развивается анемия (поэтому в молоко добавляют железо). Молоко настолько же хорошо питает ребёнка, насколько и плотная пища. Оно обеспечивает ему нормальный сон и нормальное дыхание. Итак. Нет точной даты для начала кормления плотной пищей. Нужно исходить из нужд ребёнка, а не навязывать ему.
В настоящее время тучность и атеросклероз – это патологии, которые начинаются в раннем детстве. В наши дни грудные дети стали больше и тяжелее. Значит, в таких конкретных обстоятельствах, слишком поспешное и раннее введение плотной пищи может привести в некоторых случаях к тучности.
Материнское молоко и нормы молочных смесей для грудного вскармливания содержат 67 калорий на 100 граммов. В торговле питание для новорождённых имеет намного больший процент концентрации. Злаки, мясо, яйца, дессерты содержат много калорий.
Доктор Натан Смит, диетолог из Университета в Вашингтоне, сказал, что: “Для сбалансированного пищевого режима малышей нужно сократить до минимума привычку смешивать продукты, кормить детей готовыми обедами для детского питания, злаками смоченными в жидкостях и дессертами. К тому же все эти продукты должны быть полностью устранены из пищевого режима ребёнка, склонного к тучности, когда один или оба его родителя страдают полнотой.
Кормление плотной пищей у некоторых детей можно начинать в два или два с половиной месяца. Но можно начать и с опозданием на 3 недели. Доктор Ричард Файнблюм, Директор департамента здоровья ребёнка в Сhildren’s Hospital Medical Center предлагает вводить плотную пищу в рацион ребёнка с трёх – четырёх месяцев. Это злаки на кормление в 10 часов утра и 18 часов вечера. Если содержание железа в организме достаточно, можно начать немного позже. Например, давать ребёнку несколько дессертных ложечек очень жидкой рисовой каши (разведённой в коровьем или материнском молоке). Постепенно, если ребёнок принимает эту пищу и переносит её, можно увеличить количество каши до шести ложек (половина чашки). Потом можно разнообразить меню геркулесовой, ячменной кашей и другими злаками, избегая сахар и сладкое.
В возрасте от 4-х до 5-ти месяцев можно давать фркуты и овощи. Яблочные компоты или бананы. Если стул слишком жидкий или если ребёнку не нравится данный фрукт, прекратите давать его, поменяйте на другой.
К 5-ти –6-ти месяцам начинайте вводить мясо и яйца. Очерёдность введения продуктов можно менять. Начать с фруктов и овощей, потом вводить злаки.
Для обычного молока.
К пяти месяцам продолжают давать молоко, но прекращают его стерилизовать.
Если малыш имеет склонность к полноте, полезно давать ему сухое молоко с низким содержанием калорий. Это относится к детям от 5 до 12 месяцев. Подходит такая формула: 16 калорий на 28 грамм, а не 20 калорий на 28 грамм как в гомогенизированном молоке.
К 5-6-сти месяцам можно сократить потребление молока до 4-х рожков по 15-20 граммов в день, между 7-8 часами, 11-12 часами, 16-18, 20-22 часами. Родители сами могут составить расписание.
К году потребление молока составляет 2 или 3 стакана по 20 граммов в день. При этом количество других продуктов питания возрастает.
Выбор продуктов.
Злаки.
Желательно сухие смеси, хорошо растворяющиеся и обогащённые железом.
Фрукты.
Фрукты без сахара. Фруктовые дессерты и пуддинги с высоким содержанием калорий имеют слабую питательную ценность.
Овощи.
Обычные овощи. Пюре, содержащие углеводы (сахар и крахмал), такие как кукуруза со сливками: высококалорийный продукт, но с низкой питательной ценностью.
Мясо.
Не смешивайте виды мяса. Одна порция в 9 граммов мяса содержит белка 16,7 молекул на грамм. Одна порция в 12 граммов смеси продуктов содержит белков 3,3 молекулы на грамм.
К 6-ти и 7-ми месяцам ребёнок может пережёвывать плотную пищу. Ему нужно давать зрелые бананы, спелые и мягкие груши, варёную говядину, спаржу (верхнюю часть побега), грибы, морковь и т. д.
К 8-ми – 9-ти месяцам ребёнок может кушать то же, что и вся семья.
Таблица потребностей в калориях.
К 12 месяцам ребёнку нужно в среднем ------------------ 1000 калорий в день
К 2 годам ему в среднем нужно------------------------------ 1100 калорий в день
К 5 годам ему в среднем нужно------------------------------ 1400 калорий в день
К 10 годам ему в среднем нужно ---------------------------- 1900 калорий в день.
Примечание.
К 1000 калориям нужно добавлять по 100 калорий на год жизни ребёнка. подростку нужно, примерно, от 2400 до 2700 калорий в день. У мальчиков количество калорий может дойти до 3100- 3600 калорий в день. Средняя цифра может меняться в зависимости от роста, подвижности и потребностей подростка.
Жиры.
Холестерол – это жирная субстанция, производимая организмом. Эта жирная субстанция содержится во многих продуктах животного происхождения. Жиры состоят из жирных кислот. Жирные кислоты делятся на три категории: насыщенные жирные кислоты, моно-ненасыщенные и поли-ненасыщенные жирные кислоты (насыщенный, значит удерживающий максимум кислорода). Насыщенные жирные кислоты повышают уровень холестерина. Поли-ненасыщенные кислоты понижают содержание холестерина. Моно-ненасыщенные жирные кислоты не влияют на изменение содержания холестерина в крови.
Таблица содержания жиров.
Принимать во внимание все эти показатели для детей, имеющих предрасположенность к сердечным проблемам, артериосклерозу, полноте.
Насыщенные жиры |
Моно-ненасыщенные |
Поли-ненасыщенные |
Повышают уроыень холестерина в крови |
Уровень холестерина постоянный |
Понижают уровень холестерина в крови |
Животный жир, Сало, Масло, Масло ореха кокоса |
Арахисовое масло, Оливковое масло |
Масло шафрана, Масло кукурузы, Масло сои, Масло хлопка |
Таблица.
Выбор продуктов для диеты с малым содержанием холестерина.
(Разумные советы по Файнблюму).
Если у вас избыток холестерина в крови или предрасположенность (наследственная).
1.
Добавить или увеличить количество.
Обезжиренного молока и йогурта.
Швейцарский сыр.
Сыры: фармер, мацарелла.
Заменители сливок, белок яйца.
Маргарины, растительные масла.
Кукуруза, шафран.
Хлеб и злаки.
Фрукты.
Ягнёнок (только ягодичная часть, ножка).
Кура, индейка, без кожи.
Говядина.
Свинина.
Ветчина.
Рыба.
Убрать из рациона или уменьшить количество.
Цельное молоко.
Все другие сыры.
Сливки.
Желток яйца (не больше 4-х в неделю).
Сливочное масло. Маргарины.
Сало, продукты, содержащие гидрогенные жирные вещества.
Авокадо.
Пирожные, бисквиты, шоколад.
Кокосовый орех.
Ягнёнок (котлетная часть), утки, гуси.
Солёная свинина, котлетная часть.
Сосиски.
Холодное мясо.
Жареная в большом количестве фритюра рыба.
Примечание: нужно принимать во внимание как тип, так и количество жирных продуктов для составления меню.
Несколько разумных практических советов для уменьшения жиров, понижения калорий и снижения холестерина.
- Если вы жарите что-либо, дайте жиру стечь, а потом подавайте на стол.
- Не поливайте мясо его соком. Чтобы мясо не высыхало в духовке, поливайте его томатным соком или бульоном.
- Когда вам приходится готовить жирные блюда, дайте им остыть и тогда вы сможете без труда отделить застывший жир от мяса.
- Готовить мясо на гриле, а не на сковороде.
- Снимать жир с бульонов и соусов.
Молоко.
К году ребёнок адаптируется к различным продуктам: мясу, рыбе, птице, зелени, злакам, фруктам и т. д. в этих продуктах содержится 25% дневной нормы кальция. Остальные 75% содержатся в молочных продуктах с богатым содержанием кальция.
Если ребёнок отказывается пить молоко, не заставляйте его. Его можно заменить другими молочными продуктами. В год ребёнку нужно примерно ½ л молока в день.
Необходимое количество молока в день.
С 1-ого до 2-х лет - ½ л или 2 чашки или 47 калорий
С 2-х до 3-х лет - 53
С 3-х до 4-х - 53
С 4-х до 6-ти лет - 53
С 6-ти до 8-ми - 59
С 8-ми до 9-ти лет - 71
С 10-ти до 18-ти лет - 77-89
Что эквивалентно: вместо полчашки молока ребёнку можно дать:
- 2 столовые ложки сухого нежирного молока,
- 14 г сыра,
- ½ чашки пудинга,
- ½ чашки деревенского сыра (творога),
- ½ чашки йогурта,
- ½ чашки мороженного и т. д.
Анорексия или потеря аппетита.
Она появляется либо как следствие привыкания к пищевому режиму, поддерживаемому в раннем детстве, либо из-за слишком строгого соблюдения часов приёма пищи. Достаточно дать ребёнку свободу в вопросах питания. Он знает свои потребности. Он знает, сколько пищи ему нужно.
Нужно учиться питаться. Питание похоже на воспитание. В каждом возрасте ребёнок учится питаться: сосать, жевать, глотать. Все эти навыки формируются в соответствующем ритме, ребёнок приобретает всё новый и новый опыт.
Любая наука требует обучения. Родители должны подсказывать ребёнку, не обескураживая, не подталкивая его (это не способствует успешному усвоению). Они деликатны в обучении ребёнка пользоваться приборами, держать ложку, подносить её ко рту. Полезно с самого раннего детства приучать ребёнка к хорошим привычкам и к некоторым формам пищевой гигиены. Терпеливо, спокойно, в доброжелательной не напряжённой обстановке. Для каждого возраста существуют навыки, которыми ребёнок должен обладать.
Ментальная анорексия.
Это потеря аппетита без всякой видимой причины. Существуют различные типы. Она встречается:
У некоторых грудных детей при слишком внезапном прекращении кормления грудью или при смене кормилицы.
У некоторых детей от 4-х до 5-ти лет прирождении сестрёнки или братика, когда дети боятся , что их будут меньше любить. Таким образом ребёнок пытается привлечь к себе внимание родителей.
В тяжёлых случаях из-за драматических событий в семье дети могут совсем и категорически отказаться от приёма пищи.
Отказ от пищи и болезнь, являющаяся его следствием, это либо детский «шантаж» с целью сохранить любовь родителей, либо «неосознанное» наказание, когда ребёнок наказывает сам себя, либо «месть» родителям.
В таких случаях ребёнок становится меланхоличным, бездеятельным, безразличным, угнетённым, безвольным. Блуждающий взгляд, отчаяние, бесконечные переживания, из-за того, что его не любят. Депрессия, ускоренная истощением, возникает быстро, если не принять адекватные и быстрые меры. Необходима изоляция ребёнка и своевременное психологическое лечение.
Самостоятельность ребёнка в процессе питания.
С 6 до 9 месяцев:
Умеет держать в руке, сосать и кусать продукт.
С 9 месяцев до 1 года:
Держит свой рожок. Грызёт печенье, фрукт и т.д.. Пьёт из чашки. Держит и облизывает ложку. Ест то, что и все.
В 15 месяцев:
Умеет пользоваться ложкой, но ещё не доносит её до рта, опрокидывает.
В полтора года:
Кушает ложкой, часто проливает её содержимое. Переворачивает ложку во рту. Держит свой стакан двумя руками.
В 2 года:
Почти нет проблем с ложкой. Держит стакан одной рукой. Играет с продуктами. Способен различать съедобный продукт от несъедобного предмета.
С двух до трёх лет:
Ест самостоятельно, хотя и роняет пищу. Может налить себе воды. Может налить себе стакан воды из под крана.
С трёх до четырёх лет:
Ест самостоятельно за столом.
С пяти до шести лет:
Полностью самостоятелет во время еды. Пользуется ножом.